Библиотека - полезная информацияфев 06 2012 Можно ли снова судиться с ПФ начиная с начала 2012 г. по Решению КСУ 2008 года? Ведь оно касается только постановления Кабинета Министров №745, действовавшего лишь до конца 2011 года. ВОПРОС: Можно ли снова судиться с ПФ начиная с начала 2012 г. по Решению КСУ 2008 года? Ведь оно касается только постановления Кабинета Министров №745, действовавшего лишь до конца 2011 года. ОТВЕТ: Судится, конечно, можно. Право на обжалование в суде решений, действий или бездействий органов государственной власти гарантировано ч. 2 ст. 55 Конституции, а порядок его реализации определен Кодексом административного судопроизводства. Так что никаких преград на пути обращения в суд нет. Другое дело, что шансов выиграть судебное разбирательство по делам о соцвыплатах в 2012 году также практически нет. Ведь пунктом 3 Заключительных положений Закона «О государственном бюджете на 2012 год» было установлено, что в 2012 году нормы, касающиеся социальных выплат большинству льготников, применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров, исходя из имеющихся финансовых ресурсов Госбюджета и бюджета ПФУ. Для чернобыльцев порядок и размеры таких выплат установлены постановлением КМУ от 23.11.2011 № 1210, для всех остальных – постановлением КМУ от 28.12.2011 №1381. То есть ситуация, сложившаяся с социальными выплатами во второй половине 2011 года, когда Заключительные положения Закона «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» были дополнены пунктом 4, повторяется. Тогда Законом о Госбюджете Кабмину также было предоставлено право определять размеры социальных выплат, отличные от тех, что есть в законах «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», «О статусе детей войны» и «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (далее – «льготные» законы). И судебная практика уже тогда, во второй половине 2011 года, пошла по пути предоставления п. 4 Заключительных положений Закона «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» преимущества перед «льготными» законами. Свидетельством тому – информационное письмо ВАСУ от 06.09.2011 года №1080/0/4-11. В нем Высший суд административной юрисдикции указал на то, что при наличии регулирования одних и тех же правоотношений со стороны двух нормативных актов одинаковой силы преимущество отдается тому, что был принят позже. Поэтому начиная с 23 июля 2011 года (дата вступления в силу постановления КМУ №745) правомерность действий субъектов властных полномочий в делах о соцвыплатах необходимо проверять на соответствие требованиям Закона «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» и постановления КМУ от 06.07.2011 №745, а не на соответствие нормам специализированных законов о соцвыплатах. Как результат, местные суды начали отказывать в удовлетворении исков о взыскании социальных выплат в размерах, установленных специальными, «льготными» законами за период после 23 июля 2011 года. Для примера можно привести решения Печерского райсуда г. Киева от 28.09.2011 №2-а-1922/11, Ставыщанского райсуда Киевской области от 11.10.2011 №2-а-11187/11, Конотопского горрайонного суда Сумкой области, Зотоноского райсуда Черкасской области от 12.01.2012 №2-а-11803/11. В п. 11 постановления Пленума от 19.12.2011 года №8 ВАСУ еще раз указал на превосходство Закона о бюджете, как принятого позже, над «льготными» законами. Переломить эту ситуацию могло только признание п. 4 Заключительных положений Закона «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» неконституционным. Тогда бы открывалась возможность взыскания социальных выплат за 2011 год и появлялась бы хоть какая-то надежда на 2012 год. Но Конституционный Суд Решением от 26.12.2011 года № 20-рп/2011 не только признал указанную норму конституционной, но и фактически оправдал возможность законами о Госбюджете изменять правовое регулирование в других сферах. Поэтому оснований для того, что в 2012 году судебная практика вдруг резко изменится, нет. Ведь Закон «О государственном бюджете на 2012 год» был принят позже «льготных» законов, при том не признан неконституционным (и, скорее всего, не будет признан таковым). А значит, руководствуясь логикой ВАСУ, имеет преимущество. Как следствие, на практике и в суде будет проверяться соответствие размера выплат не нормам «льготных» законов, а нормам постановлений КМУ от 23.11.2011 №1210 и от 28.12.2011 №1381. Что же касается права на получение тех выплат, что причитались до 23 июля 2011 года, то получить их в 2012 году также вряд ли получится. Ведь после «судебной реформы» ч. 2 ст. 99 КАС устанавливает, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Причем согласно последней редакции ст. 100 КАС административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд не найдет оснований для признания причин пропуска существенными. Причем срок, установленный ч. 2 ст. 99 КАС, по мнению ВАСУ, изложенному в п. 7 постановления Пленума от 19.12.2011 года №8, должен применяться и к доплатам к пенсиям для детей войны. Ведь по своей правовой природе такая надбавка к пенсии является отдельным источником дохода и не является составляющей пенсии детей войны. Поэтому нормы ст. 87 Закона «О пенсионном обеспечении» и ст. 46 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», устанавливающие 3-годичный срок выплаты начисленных, но не неполученных сумм пенсий, на эти правоотношения не распространяются. Считая, что лицо должно было узнать о невыплате ему социальных льгот сразу по факту их невыплаты, большинство судов сначала начали отказывать во взыскании сумм социальных выплат за период свыше 6 месяцев. Затем – взыскивали только за период с момента обращения до 23 июля 2011 года. Теперь же, скорее всего, и вовсе будут отказывать в принятии исковых заявлений, указывая на то, что 6-месячный срок пропущен и уважительных причин для его восстановления нет. Евгений Даниленко, «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |