Библиотека - полезная информацияфев 24 2012 Согласно абзацу 5 п. 1 ст. 3 проекта УПК Украины (законопроект Президента Украины №9700 от 12.01.2012 г., в дальнейшем – проект УПК) досудебное расследование – это стадия уголовного производства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и оканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности. Проектом УПК вводится такое новое понятие, как «уголовное правонарушение». К уголовным правонарушениям законодателем отнесены преступления и уголовные проступки, чего ранее не было. Было понятие «преступление», понятия «уголовные проступки» не было, это новый институт уголовного права. Досудебное расследование (кстати, тоже новое понятие) будет осуществляться в форме досудебного следствия и дознания, но только досудебное следствие будет расследовать исключительно преступления, а дознание – исключительно уголовные проступки. Согласно абзацу 5 п. 1 ст. 3 проекта УПК Украины (законопроект Президента Украины №9700 от 12.01.2012 г., в дальнейшем – проект УПК) досудебное расследование – это стадия уголовного производства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) и оканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности. Проектом УПК вводится такое новое понятие, как «уголовное правонарушение». К уголовным правонарушениям законодателем отнесены преступления и уголовные проступки, чего ранее не было. Было понятие «преступление», понятия «уголовные проступки» не было, это новый институт уголовного права. Досудебное расследование (кстати, тоже новое понятие) будет осуществляться в форме досудебного следствия и дознания, но только досудебное следствие будет расследовать исключительно преступления, а дознание – исключительно уголовные проступки. Согласно ст. 214 проекта УПК досудебное расследование будет начинаться с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР). Институт возбуждения уголовного дела исключается как таковой. Органы прокуратуры, МВД, налоговой милиции, СБУ более не будут выносить постановления о возбуждении уголовных дел. Положение о ЕРДР, порядок его формирования и ведения утверждаются Генеральной прокуратурой Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, а также органом, который осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства. При этом следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее одного дня после подачи заявления, уведомления об уголовном правонарушении или в результате самостоятельного выявления им от любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан будет внести соответствующие сведения в ЕРДР и начать расследование. Осуществлять досудебное расследование до внесения сведений в реестр или без такового внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. До внесения сведений в ЕРДР может осуществляться только осмотр места происшествия, по окончании которого необходимые сведения об уголовном правонарушении без промедления должны будут вноситься в этот реестр. О начале расследования, основаниях для начала расследования и иные сведения, предусмотренные законом, следователь безотлагательно в письменной форме должен будет уведомить прокурора. Следователь, прокурор, иное служебное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений, уведомлений об уголовных правонарушениях, обязан будет принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ от принятия и регистрации заявления и уведомления об уголовном правонарушении не допускается. В ЕРДР будут вноситься следующие сведения: 1. Дата поступления заявления, сообщения об уголовном правонарушении или обнаружение из иного источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения; 2. Фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя; 3. Иные источники, из которых обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о совершении уголовного правонарушения; 4. Краткое содержание обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, приведенные потерпевшим, заявителем или выявленные из иного источника; 5. Предварительная правовая квалификация уголовного правонарушения с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности. К закону Украины об уголовной ответственности относятся законодательные акты Украины, которые устанавливают уголовную ответственность (Уголовный кодекс Украины и законодательный акт, предусматривающий уголовные проступки); 6. Фамилия, имя, отчество и должность следователя, прокурора, который внес сведения в реестр и начал расследование; 7. Иные обстоятельства, предусмотренные положением о Едином реестре досудебных расследований. Досудебное расследование будет начинаться с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, а институт возбуждения уголовного дела исключается как таковой. До внесения сведений в ЕРДР может осуществляться только осмотр места происшествия, по окончании которого необходимые сведения об уголовном правонарушении без промедления должны будут вноситься в этот реестр В ЕРДР автоматически должна фиксироваться дата внесения информации и присваиваться номер уголовного производства. О начале расследования, основаниях для начала расследования и иных сведениях, предусмотренных законом, следователь безотлагательно в письменной форме должен будет уведомить прокурора. В случае если сведения об уголовном правонарушении в ЕРДР были внесены прокурором, он обязан безотлагательно, не позднее следующего дня с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы органу досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования. На данный момент Положения о ЕРДР пока еще нет. Нет сомнений в том, после принятия Верховной Радой проекта УПК Генеральная прокуратура Украины совместно с МВД, СБУ и налоговой милицией его утвердит. Возможно, уже готов проект данного Положения. К тому же, 09.02.2012 г. Верховная Рада Украины приняла проект УПК в редакции Президента Украины за основу. Законодательного акта об уголовных проступках, о чем было изложено выше, в Украине также пока еще нет. Из смежных понятий в Украине существует только такое понятие, как «административный проступок». Кодекс Украины об административных правонарушениях на этом и построен. Не лишним будет напомнить, что понятие «уголовный проступок» – это новое понятие в уголовном праве в Украине. Очевидно, что это понятие вводится относительно квалификации деяний, не представляющих существенной общественной опасности и исключительно в целях разгрузки и без того перегруженной отечественной уголовной юстиции малозначимыми делами. Исходя из изложенного, было бы логичным внести соответствующие изменения в материальное уголовное право. И несмотря на гуманизацию ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, 17 составов которых теперь относятся к административным проступкам, ряду составов, на данный момент являющихся уголовными, должен быть присвоен статус уголовных проступков На первый взгляд, изложенный в настоящей статье подход отечественного законодателя является объективно оправданным, т. к. ни для кого не секрет, что некоторые нечистые на руку чиновники довольно таки широко поставили на коммерческую основу безосновательные возбуждения уголовных дел, их прекращения, отказы. Таким образом, в связи с введением ЕРДР доставшийся Украине в наследство от СССР такой правовой институт, как возбуждение уголовного дела, который к тому же в цивилизованном мире отсутствует в принципе, отменяется за отсутствие необходимости. Для внесения сведений в ЕРДР теперь действительно будут необходимы достаточно серьезные основания. Кроме того, нельзя не акцентировать внимание на обязанности, которую вводит законодатель для чиновников уголовной юстиции: принимать и регистрировать заявления и сообщения об уголовных правонарушениях. Эта норма должна исключить право систематического «отфутболивания» заявлений и сообщений граждан и дисциплинировать нерадивых чиновников. Очевидно, что приведенные выше шаги законодателя предприняты в целях предупреждения практики безосновательных возбуждений уголовных дел, недопущения нарушений прав человека, предупреждения коррупции в правоохранительных органах, которая приобрела к 21 году независимости Украины ужасающий характер, воистину угрожающий национальной безопасности государства. Ведь ни для кого уже не является секретом, что действующий УПК – пережиток Советского Союза и на данный момент не выполняет свои функции в том объеме, которого требуют реалии 21 века. ВЫВОД: Согласно ст. 214 проекта УПК досудебное расследование будет начинаться с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР). Институт возбуждения уголовного дела исключается как таковой. Очевидно, что приведенные выше шаги законодателя предприняты в целях предупреждения практики безосновательных возбуждений уголовных дел, недопущения нарушений прав человека, предупреждения коррупции в правоохранительных органах. Приведенные шаги законодателя должны приблизить отечественное законодательство к цивилизованным, по-настоящему европейским стандартам. И главное, проект УПК должен быть первым шагом и базовым нормативным документом к реальному реформированию в Украине прокуратуры и адвокатуры. Вячеслав Гайдуков, начальник юридического отдела Корпорации «Глобал Консалтинг» |
Полезная информация |