Библиотека - полезная информациямарт 07 2012 До 2011 года прошли плановую проверку налоговой, после потеряли документы. Теперь по контрагенту пришел запрос. Честно, в связи с тем что прошли проверку, не пытались восстановить документы у контрагентов, только устно звонили, какие-то восстановили, какие-то нет. В милицию обращались, есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с пропажей документов. Вопрос: какая ответственность бухгалтера и директора в этом случае? ВОПРОС: Здравствуйте! У нас такая ситуация. До 2011 года прошли плановую проверку налоговой, после потеряли документы. Теперь по контрагенту пришел запрос. Честно, в связи с тем что прошли проверку, не пытались восстановить документы у контрагентов, только устно звонили, какие-то восстановили, какие-то нет. В милицию обращались, есть постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с пропажей документов. Вопрос: какая ответственность бухгалтера и директора в этом случае? Спасибо. ОТВЕТ: В указанном случае речь идет об утрате первичных документов, использовавшихся при составлении налоговой отчетности. П. 44.3 Налогового кодекса четко предусматривает обязанность налогоплательщика сохранять такие документы не менее 1095 дней с момента подачи отчетности (либо если отчетность не подавалась – с конечной даты, определенной законодательством для подачи отчетности). Этот срок действует вне зависимости от проведения или непроведения налоговой проверки по соответствующему периоду. В свою очередь, п. 44.4 НК предусматривает обязанность хранить документы, связанные с предметом проверки до завершения проверки или до завершения процедуры обжалования ее результатов, если таковое предпринималось. Но при этом срок хранения все равно не может быть меньше 1095 дней. Аналогичным образом до 2011 года существовала обязанность налогоплательщика хранить первичные документы на протяжении трех лет. При этом, если проверка в течение этого срока не была проведена, то срок хранения продлевался до завершения проверки по соответствующему периоду. Исходя из этого, ключевым становится ответ на вопрос, истек ли предусмотренный законодательством срок хранения документов на момент их утраты. Если истек, то какие-либо претензии налоговиков безосновательны. Если же срок хранения не истек, то должностные лица предприятия были обязаны, согласно п. 44.5 Налогового кодекса, в пятидневный срок с момента утери известить налоговый орган. После этого у предприятия было 90 дней с момента получения налоговиками извещения на восстановление всех утраченных документов. Требования сообщить в органы внутренних дел об утрате документов Налоговый кодекс не предусматривает. Это предписание содержится в п. 6.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете и никоим образом не влияет на обязанности налогоплательщика по Налоговому кодексу. Поэтому налоговики могут привлечь предприятие к ответственности. Ст. 121 Налогового кодекса предоставляет налоговикам возможность наложить на предприятие в целом (как налогоплательщика) штраф в 510 гривен, а если подобный штраф уже налагался на протяжении 12 месяцев – 1020 гривен. Привлечь же к ответственности директора и/или бухгалтера не так просто. Налоговики могут попытаться сделать это, составив протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 1631 Кодекса об административных правонарушениях. Решение будет приниматься судом, который может наложить штраф в пределах 5 – 10 нмдг (85 – 170 грн.). Если же на протяжении последних 12 месяцев указанных лиц уже признавали виновными в совершении аналогичного админправонарушения, то размер штрафа будет варьироваться в пределах 10 – 15 нмдг (170 – 255 грн.). Тем не менее, скорее всего, этого не произойдет, поскольку законодательство запрещает дважды наказывать за одно и то же деяние (в данном случае речь идет об утрате документов). Еще один вариант для попытки наказать именно должностных лиц предприятия – использование ст. 1633 КоАП. Порядок действий и санкции аналогичны написанному выше. В этом случае в качестве правонарушения будет фигурировать непредоставление информации по запросу налоговиков, которое является их законным требованием. Защищаться от таких действий можно, доказывая, что такой запрос не предусмотрен ни одним из пунктов Налогового кодекса, упомянутых в диспозиции ст. 1633 КоАП. ВЫВОД: Непосредственно директору и бухгалтеру вряд ли что-либо угрожает. Однако предприятию придется заплатить штраф за утрату документов, если установленный законом срок их хранения на момент утраты не истек. Александр Попов, «ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |