Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

фев
10
2010

Национальный банк Украины своим Постановлением № 53 от 5.03.2008 г. дал право осуществлять прием платежей через терминалы "банкам и небанковским финансовым учреждениям, получившим лицензию на перевод средств…

В последнее время все больше граждан пользуется платежными терминалами, через которые можно пополнить счет мобильного телефона, погасить кредит, оплатить услуги провайдеров Интернета, кабельного телевидения и т.д. Но насколько соответствуют такие операции украинскому законодательству?

Национальный банк Украины своим Постановлением № 53 от 5.03.2008 г. дал право осуществлять прием платежей через терминалы "банкам и небанковским финансовым учреждениям, получившим лицензию на перевод средств…, а также субъектам хозяйственной деятельности, заключившим агентские договоры с банками".

В действительности же, владельцы многих терминалов в Украине не являются сегодня ни банками, ни финансовыми компаниями, ни даже агентами банков. В последнем случае, договор с поставщиком услуг (например, провайдером кабельного телевидения) должен был бы заключить банк, а владелец терминалов, желающий получить право принимать от имени банка платежи населения, должен подписать с этим банком агентский договор. Поэтому, если получатели таких платежей заключают договоры об их приеме не с банками, а напрямую – с компаниями-"терминальщиками", не имеющими лицензии на осуществление денежных переводов, они, по сути, нарушают закон.

Чтобы убедиться в законности совершающихся через терминалы операций, потребуйте у их владельца лицензию на осуществление денежных переводов либо копию агентского договора. Заодно посмотрите на квитанцию терминала – на ней должны быть указаны реквизиты банка, чьим агентом является "терминальщик".

Как же пытаются обойти законодательные требования владельцы терминалов? Самый распространенный способ – выдать деятельность по приему денежных переводов за что-то другое, не требующее получения лицензий и подписания агентских договоров. Например, можно сделать вид, что в терминале не принимаются денежные переводы, а продаются электронные ваучеры или коды пополнения. Однако прямое пополнение счета мобильного телефона, оплата услуг стационарной связи, кабельного телевидения, погашение банковских кредитов и т.д., – несомненно, являются денежными переводами.

Чем же рискуют предприниматели, осуществляющие прием денежных средств от населения через терминалы, не являясь финансовой организацией или агентом банка?

Во-первых, в соответствии со статьей 41 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", деятельность на рынках финансовых услуг без лицензии наказывается штрафом в размере до 85 000 грн.

Во-вторых, если доход предпринимателя, осуществляющего финансовые операции без лицензии, достигнет суммы в тысячу необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (в 2009 г. – 302 500 грн.), он будет нести ответственность в виде штрафа в размере 151 250 грн. или ограничения свободы на срок до трех лет (ч.2 ст. 202 Уголовного кодекса Украины).

В-третьих, предприниматели, продающие коды пополнения, должны устанавливать на терминалах регистраторы расчетных операций, как того требует Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". Если у "продавца электронных ваучеров" регистратор не установлен, ему, в соответствии с ч.1 ст.17 вышеуказанного Закона, грозит штраф в пятикратном размере от стоимости проданных через такой терминал товаров (оказанных услуг). Кроме того, статьей 155 Кодекса "Об административных правонарушениях" предусмотрено, что должностные лица субъекта предпринимательской деятельности за такие нарушения могут быть оштрафованы в административном порядке. А вот при приеме в терминалах платежей в качестве агента банка регистратор расчетных операций не требуется, что обеспечивает значительную экономию средств.

Из всего сказанного можно сделать вывод: прием платежей через терминалы – весьма перспективный бизнес, если он ведется в правовом поле. Такой подход не только обеспечивает предпринимателю душевный комфорт, защищая от неприятных контактов с контролирующими и правоохранительными органами, но и делает эту деятельность, в конечном счете, более рентабельной. Сегодня владельцам терминалов пока что удается не попасть под действие описанных выше законодательных санкций, но "этот праздник не будет длиться вечно".

Ведь, с одной стороны, большие обороты наличных, проходящие через терминалы, повышают вероятность криминализации данного бизнеса. Широко известная межправительственная организация FATF (Financial Action Task Force) назвала платежи через терминалы одним из наиболее рисковых, с точки зрения отмывания денег, видов финансовых услуг. FATF рекомендовала правительствам стран мира усилить контроль над этим видом деятельности. С другой стороны, нарастающие проблемы с наполнением государственного бюджета Украины будут подталкивать к поиску тех бизнес-структур, за чей счет их легко можно будет решить на абсолютно законных основаниях. Так что "легализация" работы платежных терминалов является для их владельцев актуальной задачей.

Полезная информация