Библиотека - полезная информацияноя 10 2012 После вступления в силу нового УПК в некотором смысле жизнь предпринимателей может измениться не в лучшую сторону, ведь среди норм, предложенных законодателем, предусмотрены новые меры обеспечения уголовного производства, как, например, временный доступ к документам либо же прекращение пользования специальным правом. Как мы знаем, меры обеспечения уголовного производства представляют собой средства принуждения, применяемые в отношении привлекаемых к уголовной ответственности лиц, с целью предотвратить или же прекратить неправомерные действия, а также обеспечить следствие действенными и надлежащими доказательствами. А что же собой представляет такая мера обеспечения, как временное ограничение пользования специальным правом? После вступления в силу нового УПК в некотором смысле жизнь предпринимателей может измениться не в лучшую сторону, ведь среди норм, предложенных законодателем, предусмотрены новые меры обеспечения уголовного производства, как, например, временный доступ к документам либо же прекращение пользования специальным правом. Как мы знаем, меры обеспечения уголовного производства представляют собой средства принуждения, применяемые в отношении привлекаемых к уголовной ответственности лиц, с целью предотвратить или же прекратить неправомерные действия, а также обеспечить следствие действенными и надлежащими доказательствами. А что же собой представляет такая мера обеспечения, как временное ограничение пользования специальным правом?
В понимании законодателя ограничение специального права заключается во временном изъятии документов, удостоверяющих право на вождение транспортного средства, охоту и осуществление предпринимательской деятельности, у законно задержанного подозреваемого в совершении уголовного правонарушения. Такое ограничение в соответствии со статьей 148 УПК осуществляется следователем, прокурором или же другим служебным лицом при наличии достаточных оснований считать, что изъятие таких документов прекратит уголовное правонарушение связанное, например, с незаконным осуществление предпринимательской деятельности. При этом статьей четко не очерчен ни круг лиц, имеющих право на изъятие документов, ни сам перечень документов, удостоверяющих право на ведение бизнеса, ни перечень оснований для ограничения специального права. Такая законодательная недоработка на первый взгляд не является потенциально опасной для добросовестного предпринимателя, так как ограничения для ведения бизнеса будет применяться только к лицам, подозреваемым в совершении преступления, и более того, только к задержанным в законном порядке лицам. Однако отсутствие законодательной урегулированности подобного ограничения может привести к злоупотреблениям служебным положением и к тому, что представители бизнеса будут подвержены незаконному вторжению в их деятельность. Что же делать, если к вам пожаловали сотрудники правоохранительных органов с целью изъять документы, удостоверяющие право на ведение предпринимательской деятельности? К кому может применяться специальное ограничение? В первую очередь хочется отметить, что такое обеспечение уголовного производства, как временное ограничение пользования специальным правом, применяется исключительно к лицам, задержанным по подозрению в совершении уголовного правонарушения, в предусмотренном статьей 208 УПК порядке, то есть без определения следственного судьи. Следовательно, сотрудники правоохранительных органов не имеют права применять меры обеспечения в виде ограничения спецправа к лицам, не прошедшим законную процедуру задержания. То есть, которые согласно предписаниям статьи 208 УПК не были задержаны в момент совершения преступления, покушения на преступление или непосредственно после совершения преступления, когда очевидец либо потерпевший указывают на совершение такого преступления. Момент принятия решения об ограничении права осуществления предпринимательской деятельностью Сразу же оговоримся, что изъятие документов, удостоверяющих специальное право осуществления предпринимательской деятельности, может быть осуществлено в момент задержания без соответствующей санкции, несмотря на тот факт, что новым УПК предусмотрено ограничение специального права только на основании определения следственного судьи. Так, документы, удостоверяющие право на предпринимательскую деятельность, могут быть изъяты в момент задержания подозреваемого (статья 149), если служебное лицо, которым такое задержание проводится, посчитает, что изъятие необходимо для прекращения правонарушения или для препятствования другому нарушению. Факт изъятия фиксируется в протоколе. Следователь или прокурор имеют право обратиться к следственному судье с ходатайством об ограничении специального права в течение двух дней (но не позднее) со дня изъятия удостоверяющих предпринимательскую деятельность документов. То есть само изъятие документов может быть проведено в момент задержания, а уже решение об ограничении права будет приниматься позже. Обратим внимание! В том случае, когда следователь пропустит двухдневный срок, предоставленный для направления ходатайства об ограничении права, изъятые документы должны быть возвращены их владельцу. Отметим, что следователь или прокурор обязаны предоставить подозреваемому копию ходатайства под роспись, а также ознакомить его с документами, которыми следователь такое ходатайство обосновывает. Что касается решения об ограничении специального права на осуществление предпринимательской деятельности, то оно оформляется в виде определения следственного судьи по результату рассмотрения ходатайства следователя или прокурора. Ходатайство об ограничении в пользовании правом рассматривается следственным судьей в судебном порядке при обязательном присутствии подозреваемого и его защитника в срок, не позднее чем через 3 дня с момента получения ходатайства судом. Нюансы рассмотрения ходатайства об ограничении специального права В соответствии со статьей 150 УПК следователь вместе с ходатайством об ограничении права должен предоставить следственному судье копии материалов, которыми обосновано ходатайство, и документы, подтверждающие предоставление подозреваемому копий ходатайства и документов в его обоснование. В случае если же следователь указанные документы подозреваемому не предоставлял, а соответственно, не имеет документального подтверждения такого предоставления, следственный судья обязан вернуть следователю его ходатайство. Статьей 151 подозреваемому предоставлено право требовать допросить в процессе рассмотрения ходатайства любого свидетеля, а также требовать изучить те материалы, которые, по его мнению, важны для решения вопроса об ограничении спецправа. Желательно этим правом все-таки воспользоваться, ведь следственный судья удовлетворит ходатайство лишь в том случае, если будет доказано, что ограничение права необходимо для прекращения правонарушения либо противоправного поведения подозреваемого. Если же сведения прокурора или следователя будут недостаточно аргументированы, к тому же при наличии показаний свидетелей и доказательств, свидетельствующих в пользу подозреваемого, следственный судья откажет в удовлетворении ходатайства прокурора/следователя. Относительно свидетелей, которых нужно было бы допросить во время рассмотрения ходатайства, стоит отметить, что п. 3 ч. 2 статьи 152 обязует следственного судью во время рассмотрения ходатайства о временном ограничении права учитывать последствия такого ограничения для других лиц. Соответственно, показания лиц, на которых повлияет изъятие документов, удостоверяющих право осуществления предпринимательской деятельности, могут сыграть в пользу подозреваемого. Обжалуем безосновательное изъятие документов Хочется отметить, что УПК прямо не предусмотрено возможности обжаловать определение следственного судьи об ограничении специального права, однако статьей 309, в частности п. 10, определена возможность обжаловать изъятие документов, удостоверяющих право на осуществление предпринимательской деятельности, или других, без которых ФЛП либо юрлицо не имеют возможности полноценно вести бизнес. К слову, ограничение специального права предпринимателя на ведение бизнеса можно приравнять к временному доступу с дальнейшим изъятием документов, удостоверяющих право на осуществление предпринимательской деятельности. Исходя из этого, обжалование изъятия таких документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 309. Обжалуем незаконное задержание Как мы уже поняли, такая мера обеспечения уголовного производства, как временное ограничение права осуществления предпринимательской деятельности с изъятием удостоверяющих ведение такой деятельности документов, применяется лишь к лицам, задержанным по подозрению в совершении правонарушения. Так сложилось, что ментальность нашего общества и системы правоохранительных органов в том числе не позволяет придерживаться закона до конца. Поэтому не исключаются варианты, когда необходимость изъять у предпринимателя правоустанавливающие документы либо лицензию (что временно прекратит его деятельность) будет становиться причиной незаконного задержания. В итоге задержание может быть проведено не уполномоченными на то служебными лицами либо же без законных оснований (напомним, что задержание служебными лицами осуществляется, если лицо застали во время совершения правонарушения или непосредственно после правонарушения при наличии показаний потерпевшего или доказательств). Следовательно, обжалование безосновательного изъятия документов, удостоверяющих пользование правом осуществления предпринимательской деятельности, является не единственным способ защиты нарушенных прав. Учитывая тот факт, что статья 206 обязует следственного судью, независимо от наличия ходатайства прокурора либо следователя, освободить задержанного, если служебное лицо не докажет существование предусмотренных законом оснований для задержания лица без определения следственного судьи, незаконное задержание можно обжаловать посредством обращения в суд с заявлением о безосновательности задержания в порядке статьи 206.
Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |