Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

дек
17
2012

С введением страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств в перечень обязательных видов страхования автомобилисты обрели еще одну обязанность, связанную с эксплуатацией авто, а сотрудники Госавтоинспекции – еще один повод для контроля автомобилистов. Водители (кроме отдельных категорий граждан) должны были застраховать свою ответственность и будучи за рулем иметь при себе полис. Кроме этого, автомобилистам следовало закрепить специальный знак о застрахованной ответственности – стикер – в правом нижнем углу лобового стекла автомобиля. В связи с этим сотрудники ГАИ порой практиковали проверки наличия договоров страхования у водителей автомобилей, не имевших такого стикера на лобовом стекле. С одной стороны, это было вполне логично, ведь на Департамент ГАИ была возложена функция контроля за страхованием автомобилистами своей гражданской ответственности. Однако означало ли это получение сотрудниками Госавтоинспекции еще одного основания для остановки транспортного средства?

Этот вопрос стал спорным с того времени, когда остановки сотрудниками Госавтоинспекции автомобилей без стикера стали очень распространенными. Соответственно, при установлении отсутствия у водителя полиса «автогражданки» он привлекался к административной ответственности на основании ст. 126 КоАП. Такие обстоятельства послужили основанием для обращения в 2008 году одного из неравнодушных к этой проблеме граждан в МВД с вопросом о правомерности таких действий. В ответ на это обращение была высказана официальная позиция Департамента ГАИ в письме №4/14-1024 от 08 февраля 2008 г. с учетом действующего на тот момент законодательства. В письме было упомянуто об обязанности ГАИ проверять наличие договоров такого страхования у автомобилистов (ст. 53 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»). При этом остановка транспортного средства предполагается лишь при совершении его водителем нарушения Правил дорожного движения. Таким образом, письмо резюмирует, что остановка автомобиля только потому, что на его лобовом стекле отсутствует стикер, неправомерна, так как законодательство не предусматривает такого основания среди полномочий сотрудников ГАИ.

Исходя из этого становится ясна позиция Департамента ГАИ, высказанная в письме: оформлять административные протоколы об отсутствии у водителя договора ОСАГО можно лишь «в нагрузку» к другому протоколу, связанному с иным нарушением ПДД.

Как было упомянуто, письмо с указанной позицией Департамента ГАИ датировано началом 2008 года. В связи с этим следует учесть некоторые изменения в законодательстве, имеющие отношение к затронутому вопросу.

Во-первых, формулировка в письме о том, что действующее законодательство не предусматривает основания для остановки транспортного средства только по причине отсутствия стикера на лобовом стекле, исходит из содержания Инструкции, утвержденной приказом МВД №1111 от 13.11.2006 г. Этот документ, регулирующий деятельность подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД, содержал среди прочего закрытый перечень оснований для остановки сотрудниками Госавтоинспекции транспортных средств (п. 7.5.3). Этот перечень предполагал лишь нарушение ПДД и других нормативов в сфере дорожного движения, техническую неисправность транспортного средства и наличие информации о неправомерном использовании транспортного средства. При этом сотрудник ДПС имел право только проверить наличие у водителя полиса ОСАГО, но не останавливать авто лишь из-за отсутствия специального знака об этом. Соответственно, наличие полиса может проверяться лишь после остановки автомобиля по указанным выше причинам.

Сейчас данная Инструкция уже не действует, так как она заменена новой Инструкцией, утвержденной приказом МВД № 111 от 27 марта 2009 года. Новая Инструкция предполагает аналогичные полномочия сотрудников ГАИ в сфере контроля наличия полисов ОСАГО: останавливать автомобиль только потому, что он без стикера на лобовом стекле, нельзя. При этом контроль наличия полиса такого страхования возможен лишь после остановки транспортного средства по предусмотренным в п. 7.3 Инструкции основаниям. Таким образом, сформулированная в письме позиция Департамента ГАИ и сейчас соответствует законодательству.

 
При отмене обязательного наличия специального знака на автомобиле единственным документом о страховании ответственности автовладельца, который может проверяться сотрудниками Госавтоинспекции, является сам полис

Во-вторых, 05 июля 2012 г. были внесены очередные изменения в Закон №1961-IV, регулирующий страхование «автогражданки». Указанными изменениями среди прочего была отменена обязанность водителей устанавливать на свой автомобиль специальный знак о заключенном договоре страхования гражданской ответственности – стикер. Таким образом, поставленный вопрос, на который дает ответ указанное письмо Департамента ГАИ, в данный момент уже не актуален.

При этом следует отметить, что полномочия сотрудников Госавтоинспекции по поводу проверки наличия у водителей полисов «автогражданки» остается в силе. Ст. 53 Закона №1961-IV предусматривает, что должностные лица ГАИ МВД, контролирующие соблюдение ПДД, проверяют документы водителя транспортного средства, подтверждающие наличие действующего договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. То есть при отмене обязательного наличия специального знака на автомобиле единственным документом о страховании ответственности автовладельца, который может проверяться сотрудниками Госавтоинспекции, является сам полис. Однако это не является новацией, так как согласно ПДД водитель, находящийся за рулем, и так должен всегда при себе иметь договор страхования или документ, подтверждающий право льгот в этой сфере. Это следует учесть автовладельцам, считающим, что прикрепленного на стекло автомобиля стикера вполне достаточно для подтверждения наличия у автовладельца соответствующего полиса.

 
ВЫВОД:
Несмотря на то что отсутствие полиса страхования гражданской ответственности у автовладельца является административным правонарушением, остановка авто только лишь по причине отсутствия стикера на лобовом стекле была и остается незаконной. После недавней отмены требования о наличии такого специального знака на транспортном средстве единственным документом о страховании ответственности, который обязан иметь при себе водитель, является соответствующий полис. Его наличие имеет право проверять сотрудник Госавтоинспекции в случае остановки автомобиля по какой-либо из предусмотренных законодательством причин.

 

Василий Нечипоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

 

Полезная информация