Библиотека - полезная информацияянв 16 2013 Информационное письмо Высшего хозяйственного суда №01-06/1941/2012 от 27 декабря 2012 г. посвящено Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно исполнения хозяйственных обязательств». ВХСУ напомнил хозяйственным судам о нововведениях в некоторых правовых источниках регулирования хозяйственной деятельности, осуществленных указанным Законом. Сферами, затронувшими указанный Закон (далее – Закон № 5405-VI) и письмо, были правоотношения по договорам кредита и залога, а также отдельные вопросы, связанные с банкротством. Информационное письмо Высшего хозяйственного суда №01-06/1941/2012 от 27 декабря 2012 г. посвящено Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно исполнения хозяйственных обязательств». ВХСУ напомнил хозяйственным судам о нововведениях в некоторых правовых источниках регулирования хозяйственной деятельности, осуществленных указанным Законом. Сферами, затронувшими указанный Закон (далее – Закон №5405-VI) и письмо, были правоотношения по договорам кредита и залога, а также отдельные вопросы, связанные с банкротством.
Прежде всего, ст. 86 Хозяйственного процессуального кодекса была дополнена положением, указывающим отдельные основания для наложения (снятия) ареста на имущество в делах относительно признания кредитного договора и/или договора залога недействительным. ВХСУ своей формулировкой «определение может выноситься» дал ясность в позиции законодателя по этому поводу, поскольку формулировка в новой части 3 ст. 86 ХПК не гарантировала отсутствие спора о том, является вынесение таких определений обязанностью суда или только его правом. ВХСУ упомянул о новой статье 10571 Гражданского кодекса, определяющей правовые последствия недействительности кредитного договора. При разъяснении порядка правоприменения в таких случаях в письме резюмировано, что хозяйственный суд обязан решать вопрос относительно наложения ареста на имущество в случаях, предусмотренных частями второй и пятой указанной статьи ГК. В этой связи вполне логичным напоминанием ВХСУ было то, что действие Закона № 5405-VI распространяется на кредитные договоры и договоры залога, заключенные после вступления им в силу. Уделив внимание Закону «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – Закон №2343-XII), ВХСУ, в первую очередь, указал на одно из главных положений рассматриваемых нововведений – установленный запрет на приостановку производства по делу о банкротстве. Кроме этого, было упомянуто о внедрении нового порядка одобрения плана санации, которое со вступлением в силу Закона № 5405-VI пополнило перечень полномочий собрания кредиторов. Отдельная оговорка в письме сделана по поводу нового порядка применения положений Закона №2343-XII. Эти нововведения вступят в силу 19 января 2013 г. и суть их заключается в наличии исключений из общего правила о том, что положения Закона №2343-XII будут применяться к делам, производство по которым открыто после вступления им в силу. Так, регулирование продажи имущества в ходе дела о банкротстве применяется хозяйственными судами во время рассмотрения дел о банкротстве, производство по которым начато до вступления в силу Закона №2343-XII. Помимо этого, нормы, регулирующие ликвидационную процедуру, применяются хозяйственными судами также во время рассмотрения дел о банкротстве, производство по которым начато до вступления в силу Закона №2343-XII, если к моменту вступления им в силу хозяйственным судом не было принято постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Помимо этого, ВХСУ указал о трех важных нововведениях: 1. План санации должен быть обязательно согласован всеми кредиторами, требования которых обеспечены залогом имущества должника при инициировании процедуры банкротства должника, осуществляющего санацию его руководителем. 2. Из Закона №2343-XII исключено положение об определении финансового положения должника в подготовительном заседании суда или во время рассмотрения дела о банкротстве хозяйственным судом с помощью судебной экспертизы, назначенной в соответствии с требованиями Закона «О судебной экспертизе». 3. Из Закона №2343-XII исключено также положение о решении судом вопроса относительно целесообразности утверждения плана санации или мирового соглашения в случае, если обеспеченные кредиторы не согласовали план санации или не одобрили мировое соглашение и комитет кредиторов не принял ни одного из предложенных Законом №2343-XII решений. ВХСУ упомянул о внесенных изменениях в Закон «Об исполнительном производстве». В частности, новой редакцией п. 7 ст. 49 указанного Закона предусматривается установление основания для окончания исполнительного производства в виде формулировки «признание должника банкротом» взамен ликвидации должника – юридического лица и передачи исполнительного документа ликвидационной комиссии. Кроме этого, Законом №5405-VI дополнен перечень субъектов, которым отправляется копия постановления государственного исполнителя об аресте средств или имущества должника органами, которые ведут Государственный реестр обременений движимого имущества. Также ВХСУ в письме упомянул о том, что Законом №5405-VI была дополнена ст. 66 Закона «Об исполнительном производстве» положением о том, что в случае обращения взыскания на имущество должника – юридического лица расходы, связанные с организацией и проведением публичных торгов, не должны превышать пяти процентов стоимости реализации имущества. ВЫВОД: Письмо ВХСУ №01-06/1941/2012 от 27.12.2012 г. носит больше уведомляющий характер, нежели разъясняющий, так как в этом письме, по сути, продублированы нормы Закона №5405-VI. Таким образом, письмо засвидетельствовало отсутствие разночтений между нормами указанного Закона и их пониманием ВХСУ.
Василий Нечипоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |