Библиотека - полезная информациямарт 22 2013 1 января 2013 года стало официальной датой внедрения нового и, по прогнозам законодателя, упрощенного механизма регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений. Ведь с нового года вступила в законную силу новая редакция Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». При этом новая процедура регистрации прав на недвижимость, как и любая другая нововведенная система, вызывает массу вопросов, а соответственно, требует безотлагательных разъяснений. В рамках реформирования новой регистрационной системы уже были изданы некоторые разъяснения Минюста и Укргосреестра, к которым теперь подключился и ВХСУ. 1 января 2013 года стало официальной датой внедрения нового и, по прогнозам законодателя, упрощенного механизма регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений. Ведь с нового года вступила в законную силу новая редакция Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». При этом новая процедура регистрации прав на недвижимость, как и любая другая нововведенная система, вызывает массу вопросов, а соответственно, требует безотлагательных разъяснений. В рамках реформирования новой регистрационной системы уже были изданы некоторые разъяснения Минюста и Укргосреестра, к которым теперь подключился и ВХСУ.
В частности, Высшим хозяйственным судом уже было опубликовано несколько информационных писем, в числе которых письмо №01-06/1953/2012 «Об изменениях в законодательстве Украины по вопросам государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и дополняющее его письмо №01-06/319/2013 «О некоторых вопросах, связанных с введением новой системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». В первую очередь, ВХСУ обратил внимание, что в связи со вступлением в силу новой редакции Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и внесением изменений в Закон «О нотариате» произошли изменения в системе органов государственной регистрации прав на недвижимость. Так, с 1 января 2013 года регистраторы БТИ утратили свои полномочия и больше не занимаются проведением регистрации прав на недвижимость. С нового года в систему органов регистрации недвижимости (отличной от земельных участков) входит исключительно Государственная регистрационная служба, а в предусмотренных законом случаях – нотариусы как специальные субъекты, на которых возлагаются функции госрегистратора. При этом регистрационная служба проводит: • регистрацию прав на недвижимое имущество с выдачей свидетельства о праве собственности (в том числе на вновь построенные, реконструированные объекты недвижимого имущества, в связи с внесением в уставный фонд юридического лица недвижимого имущества); • регистрацию прав на недвижимое имущество на основании решений органов власти (включая соответствующие решения суда, вступившие в законную силу); • регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших до 01.01.2013 и не зарегистрированных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения. В свою очередь, нотариусы проводят: • государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав перед совершением определенного нотариального действия в случае, если регистрацию такого права собственности было проведено в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его возникновения до 01.01.2013; • государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав в результате совершения нотариального действия с недвижимостью как с объектом незавершенного строительства. Основания для государственной регистрации прав определены статьей 19 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Относительно самой процедуры регистрации прав ВХСУ отметил, что регистрация осуществляется по заявительному принципу. То есть решение о регистрации прав на недвижимость будет приниматься на основании поданного лицом заявления о регистрации. К слову, формы необходимых заявлений и требования к их оформлению установлены Минюстом в приказе «Об упорядочении отношений, связанных с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» №595/5. После рассмотрения заявления о регистрации прав на недвижимость госрегистратором принимается решение о государственной регистрации прав и их отягощений или об отказе в такой регистрации. На основании решения о регистрации вносится запись в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Несмотря на то что новая система регистрации уже запущена, Государственный реестр прав на недвижимое имущество как единая государственная информационная система, содержащая сведения о правах на недвижимое имущество, их отягощениях, а также об объектах и субъектах этих прав, будет наполняться постепенно. В то же время необходимость получения таких сведений относительно прав собственности может возникнуть уже сегодня, поскольку в условиях установления новой процедуры регистрации судебных споров избежать не удастся. Как было справедливо отмечено ВХСУ, при учете столь незначительного срока работы Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в случае возникновения споров получить от госрегистраторов необходимую информацию будет проблематично. К тому же, что касается регистрации прав на недвижимое имущество, размещенное на земельных участках, то такая регистрация проводилась на бумажных носителях БТИ, а прямого доступа регистраторов к базам данных органов земельного кадастра законодательством не предусмотрено. ВХСУ пришел к выводу, что в сложившейся ситуации для получения необходимой информации о владельцах недвижимого имущества, характеристике этого имущества, других вещных правах и их отягощениях целесообразно будет обращаться одновременно и в органы земельных ресурсов, и на предприятия БТИ с учетом их компетенции. ВЫВОД: ВХСУ, разъясняя принцип работы новой системы государственной регистрации прав на недвижимость, обратил внимание на некоторые ее особенности. Так, с 1 января 2013 года изменилась система органов регистрации. В частности, БТИ как госрегистраторы сложили свои полномочия, а регистрация проводится Государственной регистрационной службой и нотариусами как специальными субъектами, на которых возлагаются соответствующие функции. Что касается получения сведений о недвижимости и ее владельцах, ВХСУ рекомендовал в условиях установления новой системы государственной регистрации прав обращаться и в органы земельных ресурсов, и на предприятия БТИ с учетом их компетенции и содержания выясняемых данных.
Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»
|
Полезная информация |