Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Библиотека - полезная информация

март
22
2013

1 января 2013 года стало официальной датой внедрения нового и, по прогнозам законодателя, упрощенного механизма регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений. Ведь с нового года вступила в законную силу новая редакция Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». При этом новая процедура регистрации прав на недвижимость, как и любая другая нововведенная система, вызывает массу вопросов, а соответственно, требует безотлагательных разъяснений. В рамках реформирования новой регистрационной системы уже были изданы некоторые разъяснения Минюста и Укргосреестра, к которым теперь подключился и ВХСУ.

1 января 2013 года стало официальной датой внедрения нового и, по прогнозам законодателя, упрощенного механизма регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений. Ведь с нового года вступила в законную силу новая редакция Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». При этом новая процедура регистрации прав на недвижимость, как и любая другая нововведенная система, вызывает массу вопросов, а соответственно, требует безотлагательных разъяснений. В рамках реформирования новой регистрационной системы уже были изданы некоторые разъяснения Минюста и Укргосреестра, к которым теперь подключился и ВХСУ.

В частности, Высшим хозяйственным судом уже было опубликовано несколько информационных писем, в числе которых письмо №01-06/1953/2012 «Об изменениях в законодательстве Украины по вопросам государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и дополняющее его письмо №01-06/319/2013 «О некоторых вопросах, связанных с введением новой системы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

В первую очередь, ВХСУ обратил внимание, что в связи со вступлением в силу новой редакции Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и внесением изменений в Закон «О нотариате» произошли изменения в системе органов государственной регистрации прав на недвижимость.

Так, с 1 января 2013 года регистраторы БТИ утратили свои полномочия и больше не занимаются проведением регистрации прав на недвижимость. С нового года в систему органов регистрации недвижимости (отличной от земельных участков) входит исключительно Государственная регистрационная служба, а в предусмотренных законом случаях – нотариусы как специальные субъекты, на которых возлагаются функции госрегистратора.

При этом регистрационная служба проводит:

• регистрацию прав на недвижимое имущество с выдачей свидетельства о праве собственности (в том числе на вновь построенные, реконструированные объекты недвижимого имущества, в связи с внесением в уставный фонд юридического лица недвижимого имущества);

• регистрацию прав на недвижимое имущество на основании решений органов власти (включая соответствующие решения суда, вступившие в законную силу);

• регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших до 01.01.2013 и не зарегистрированных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения.

В свою очередь, нотариусы проводят:

• государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав перед совершением определенного нотариального действия в случае, если регистрацию такого права собственности было проведено в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его возникновения до 01.01.2013;

• государственную регистрацию прав собственности и иных вещных прав в результате совершения нотариального действия с недвижимостью как с объектом незавершенного строительства.

Основания для государственной регистрации прав определены статьей 19 Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений».

Относительно самой процедуры регистрации прав ВХСУ отметил, что регистрация осуществляется по заявительному принципу. То есть решение о регистрации прав на недвижимость будет приниматься на основании поданного лицом заявления о регистрации. К слову, формы необходимых заявлений и требования к их оформлению установлены Минюстом в приказе «Об упорядочении отношений, связанных с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» №595/5.

После рассмотрения заявления о регистрации прав на недвижимость госрегистратором принимается решение о государственной регистрации прав и их отягощений или об отказе в такой регистрации. На основании решения о регистрации вносится запись в Государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Несмотря на то что новая система регистрации уже запущена, Государственный реестр прав на недвижимое имущество как единая государственная информационная система, содержащая сведения о правах на недвижимое имущество, их отягощениях, а также об объектах и субъектах этих прав, будет наполняться постепенно. В то же время необходимость получения таких сведений относительно прав собственности может возникнуть уже сегодня, поскольку в условиях установления новой процедуры регистрации судебных споров избежать не удастся.

Как было справедливо отмечено ВХСУ, при учете столь незначительного срока работы Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в случае возникновения споров получить от госрегистраторов необходимую информацию будет проблематично. К тому же, что касается регистрации прав на недвижимое имущество, размещенное на земельных участках, то такая регистрация проводилась на бумажных носителях БТИ, а прямого доступа регистраторов к базам данных органов земельного кадастра законодательством не предусмотрено.

ВХСУ пришел к выводу, что в сложившейся ситуации для получения необходимой информации о владельцах недвижимого имущества, характеристике этого имущества, других вещных правах и их отягощениях целесообразно будет обращаться одновременно и в органы земельных ресурсов, и на предприятия БТИ с учетом их компетенции.

 
ВЫВОД:
ВХСУ, разъясняя принцип работы новой системы государственной регистрации прав на недвижимость, обратил внимание на некоторые ее особенности. Так, с 1 января 2013 года изменилась система органов регистрации. В частности, БТИ как госрегистраторы сложили свои полномочия, а регистрация проводится Государственной регистрационной службой и нотариусами как специальными субъектами, на которых возлагаются соответствующие функции. Что касается получения сведений о недвижимости и ее владельцах, ВХСУ рекомендовал в условиях установления новой системы государственной регистрации прав обращаться и в органы земельных ресурсов, и на предприятия БТИ с учетом их компетенции и содержания выясняемых данных.

 

Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН»

 

Полезная информация