Библиотека - полезная информациямарт 29 2013 Может ли такое уполномоченное физическое лицо выписывать налоговые накладные, расходные накладные, подписывать акты выполненных работ и договоры? Нужно ли оформлять порученные действия физическому лицу, помимо нотариальной доверенности, еще какими-либо документами (приказами)? ВОПРОС:
На предприятии работает только директор. Директор на определенный период уезжает. Перед этим он нотариальной доверенностью уполномочивает физическое лицо вести хозяйственную деятельность предприятия. Это физическое лицо не является работником предприятия. Может ли такое уполномоченное физическое лицо выписывать налоговые накладные, расходные накладные, подписывать акты выполненных работ и договоры? Нужно ли оформлять порученные действия физическому лицу, помимо нотариальной доверенности, еще какими-либо документами (приказами)? ОТВЕТ: Ч. 1 ст. 3 Хозяйственного кодекса определяет хозяйственную деятельность как деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Таким образом, если доверенность директора предприятия не содержала особых оговорок, поверенный в данном случае был уполномочен на осуществление хозяйственной деятельности предприятия в понимании ХК. Однако такая доверенность еще не означает автоматическое обретение поверенным полномочий по ведению и документированию бухгалтерского учета, подписи налоговых и расходных накладных, актов выполненных работ. Это объясняется следующим. Ч. 5 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон №996-XIV) относит к полномочиям предприятия среди прочего самостоятельную разработку системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определение прав работников на подписание бухгалтерских документов. Согласно ч. 2 п. 2.13 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете руководителем предприятия, учреждения утверждается перечень лиц, имеющих право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества. Ст. 1 Закона №996-XIV определяет первичным документ, содержащий ведомости о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление. В свою очередь, хозяйственной операцией является действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия. Таким образом, налоговые накладные, расходные накладные и акты выполненных работ являются первичными документами. Исходя из этого, на основании доверенности на управление хозяйственной деятельностью предприятия лицо может быть уполномочено среди прочего подписывать от его имени договоры. Однако законодательство не предусматривает автоматический переход к поверенному полномочий по поводу осуществления бухгалтерского учета, ведения его записей и подписи соответствующих документов. Ведь для этого необходимо быть в перечне лиц, уполномоченных подписывать первичные бухгалтерские документы данного предприятия. Таким образом, без отдельной передачи полномочий на ведение и документирование бухгалтерского учета поверенный не может выписывать налоговые, расходные накладные и подписывать акты выполненных работ. Для того чтобы поверенный мог осуществлять все указанные в вопросе действия, он должен быть уполномочен на их осуществление не только доверенностью, но и соответствующим распоряжением директора. Законодательство не устанавливает порядок и форму такого распоряжения. В связи с этим как форму передачи таких полномочий целесообразно использовать приказ директора, которым утверждается перечень лиц, уполномоченных на работу с первичными документами. В этом перечне должен быть указан поверенный как лицо, временно уполномоченное осуществлять управление хозяйственной деятельностью предприятия. В таком случае как составление первичных документов, так и их подписание будет надлежащим образом обеспечено полномочиями поверенного. Предложенный порядок передачи полномочий поверенному будет соответствовать ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Закона №996-XIV, которые предполагают, что вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии принадлежат к компетенции его владельца или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. При этом указанный владелец или уполномоченный им орган (должностное лицо) несут ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах. Таким образом, если передача директором своих полномочий по управлению предприятием третьему лицу предусмотрена учредительными документами предприятия, он также вправе уполномочить поверенного работать с первичными документами с правом их подписи. При этом, как было указано выше, обязательным должно быть дополнительное подтверждение полномочий поверенного в сфере бухгалтерского учета и документооборота.
Василий Нечипоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |