Библиотека - полезная информацияавг 06 2013 В письме относительно вопросов, связанных с определением надлежащего истца по делам о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории Украины, и территориальной подсудности этих дел ВАСУ заключил, что принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства может быть инициировано непосредственно Государственной миграционной службой или ее территориальными органами и подразделениями. Следующим информационным письмом № 986/12/13-13 от 16.07.2013 ВАСУ разъяснил порядок определения компетенции административных судов относительно решения дел по искам центрального органа исполнительной власти о задержании иностранцев или лиц без гражданства в связи с принудительным выдворением или незаконным пребыванием этих лиц на территории Украины. В письме относительно вопросов, связанных с определением надлежащего истца по делам о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории Украины, и территориальной подсудности этих дел ВАСУ заключил, что принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства может быть инициировано непосредственно Государственной миграционной службой или ее территориальными органами и подразделениями. Следующим информационным письмом № 986/12/13-13 от 16.07.2013 ВАСУ разъяснил порядок определения компетенции административных судов относительно решения дел по искам центрального органа исполнительной власти о задержании иностранцев или лиц без гражданства в связи с принудительным выдворением или незаконным пребыванием этих лиц на территории Украины.
В соответствии со статьей 50 КАСУ субъекты властных полномочий, в частности Государственная миграционная служба или ее территориальные органы, наделены правом на обращение с иском о принудительном выдворении из Украины иностранца или лица без гражданства. В отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы, иски вправе подавать органы охраны государственной границы или Служба безопасности Украины. При этом перечисленные госорганы вправе заявлять административные иски исключительно с требованием о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины, а административный суд, в свою очередь, имеет полномочия рассмотрения такого иска и компетенцию по принятию решения о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины. Так, основанием для принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства из Украины является постановление административного суда, принятое по результатам рассмотрения иска Государственной миграционной службы и ее территориальных подразделений, органа охраны государственной границы или органа Службы безопасности Украины. Несмотря на тот факт, что в соответствии с частью 2 статьи 162 КАСУ административный суд, кроме решения о принудительном выдворении иностранцев, вправе принять и другое решение, такие исковые требования, как задержание иностранца, не могут быть заявлены ни Государственной миграционной службой, ни органами охраны государственной границы. Исходя из того что законодатель не дает перечисленным субъектам властных полномочий права на обращение в суд с иском о задержании иностранца или лица без гражданства, ВАСУ приходит к выводу, что и админсуд лишен компетенции относительно рассмотрения такого иска. ВАСУ, исходя из того, что законодательством не установлено право субъектов властных полномочий на обращение в суд с требованиями о задержании иностранца или лица без гражданства, резюмировал, что админсуды при получении подобного иска должны отказывать в открытии производства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 109 КАСУ. Также ВАСУ обратил внимание, что применяемое к рассмотрению споров относительно статуса беженца и лица, нуждающегося в дополнительной или временной защите, принудительного возвращения и принудительного выдворения иностранца или лица без гражданства из Украины постановление Пленума № 1 не распространяет свое действие на споры, связанные с задержанием иностранцев. ВЫВОД: В информационном письме № 986/12/13-13 от 16.07.2013 ВАСУ пришел к выводу, что административные суды лишены права рассматривать иски Государственной миграционной службой, органов охраны государственной границы и СБУ относительно задержания иностранцев и лиц без гражданства. Перечисленные госорганы вправе заявлять административные иски исключительно с требованием о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины, а административный суд, в свою очередь, имеет полномочия рассмотрения такого иска и компетенцию по принятию решения о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства.
Ирина Тодоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |