Библиотека - полезная информацияавг 08 2013 Более эффективный метод государственного контроля правомерности ведения хозяйственной деятельности, чем осуществление проверок, еще не придуман. По этой причине проверкам госорганов посвящены отдельные акты законодательства, весомая часть поводов для судебных споров, популярные отрасли юридической практики и научных изысканий. В каждой из указанных сфер находит свое отображение вопрос защиты коммерческой тайны в ходе осуществлений проверок контролирующими органами. Затронул этот актуальный для многих аспект и Госкомпредпринимательства в своем письме № 4617 от 24.04.2009 г. Более эффективный метод государственного контроля правомерности ведения хозяйственной деятельности, чем осуществление проверок, еще не придуман. По этой причине проверкам госорганов посвящены отдельные акты законодательства, весомая часть поводов для судебных споров, популярные отрасли юридической практики и научных изысканий. В каждой из указанных сфер находит свое отображение вопрос защиты коммерческой тайны в ходе осуществлений проверок контролирующими органами. Затронул этот актуальный для многих аспект и Госкомпредпринимательства в своем письме № 4617 от 24.04.2009 г.
В письме, прежде всего, очерчены правовые нормы, предполагающие обязанность предоставления субъектом хозяйствования необходимой информации контролирующему органу. Во-первых, речь идет о ст. 8 Закона «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877-V). Эта правовая норма, среди прочего, предусматривает право органа госнадзора (контроля) получать справки, документы, материалы, ведомости по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля), в порядке, предусмотренном законодательством. Этому положению корреспондирует обязанность субъекта хозяйствования во время мероприятий госнадзора (контроля) предоставлять документы, образцы продукции, ведомости и т. д. по вопросам, возникающим во время госнадзора (контроля), в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 11 Закона № 877-V). В связи с этим в письме обращается внимание на постановление Кабмина № 611 от 09.08.93 г. (далее – Постановление № 611), определяющее перечень сведений, которые не являются коммерческой тайной. Иными словами, это те данные, которые субъекты хозяйствования должны предоставлять правоохранительным органам, субъектам, осуществляющим госнадзор (контроль), вне зависимости от того, является такая информация коммерческой тайной или нет. В свою очередь, должностные лица органа госнадзора (контроля) должны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования, доступ к которой они получили в ходе осуществления своих должностных обязанностей (ч. 14 ст. 4 Закона № 877-V). Соответственно, использовать такую информацию должностными лицами органов госнадзора (контроля) в дальнейшем можно лишь в соответствии с порядком, установленным законодательством. Исходя из этого, в письме сделан вывод о том, что органы госнадзора (контроля) в пределах определенных вопросов, относительно которых будет осуществляться госнадзор (контроль), имеют право получать от субъектов хозяйствования справки, документы, материалы, ведомости по вопросам, возникающим в ходе осуществления мероприятий госнадзора (контроля). При этом в случае, если полученные во время проверки документы являются коммерческой тайной субъекта хозяйствования, ознакомление с ними должно происходить с обеспечением специального режима защиты и доступа к такой информации. В указанном разъяснении обращает на себя внимание ссылка на постановление Кабмина № 611 и его соотношение с ч. 2 ст. 505 Гражданского кодекса, посвященной правовой охране коммерческой тайны. Ведь указанное положение ГК предполагает, что такой перечень должен определяться законом. Однако в данный момент такой перечень определен указанным постановлением Кабмина, поскольку ныне недействующий Закон «О предприятиях в Украине» относил определение сведений, которые не могут быть коммерческой тайной, к компетенции правительства. Однако после вступления в силу ГК 2003 г. и затем утраты силы Законом «О предприятиях в Украине» создалась правовая коллизия, которая заключается в регулировании этой сферы ненадлежащим нормативно-правовым актом. Ведь в данный момент нет отдельного специального закона, посвященного перечню сведений, не составляющих коммерческую тайну (его наличие подразумевается указанной выше нормой ГК при ее строгом соблюдении). Не позволяет очертить четкий перечень таких данных и комплексный анализ законов, посвященных правовому статусу различных видов информации. Вторым не менее важным тезисом письма является предписание о необходимости обеспечения специального режима защиты и доступа к коммерческой тайне государственными органами. При этом остается до конца неясным, каким образом и на основании каких актов законодательства предполагается обеспечение такого «специального режима защиты и доступа». ВЫВОД: Госкомпредпринимательства констатировал обязанность контролирующих органов охранять коммерческую тайну хозяйствующих субъектов в ходе и по результатам осуществления проверок. При этом, каким образом должен осуществляться на практике такой специальный режим защиты и доступа к коммерческой тайне, в письме не разъяснено. В то же время Госкомпредпринимательства подтвердил наличие и актуальность основного ориентира для определения сведений, которые беспрепятственно должны предоставляться контролирующим органам в случаях, предусмотренных законодательством, – постановление Кабмина № 611. Важность такого подтверждения в том, что законодательство определяет, что такой перечень должен быть определен именно законом. В связи с этим остается признать, что пока вопрос сведений, не составляющих коммерческую тайну, требует устранения пробелов в своем правовом регулировании.
Василий Нечипоренко,
«ЮРИСТ & ЗАКОН» |
Полезная информация |