Актуальноокт 05 2014 Система исполнения решений будет реформирована Сегодня, 5 октября, вступили в силу Закон «Об исполнительном производстве» и Закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», направленные на реформирование исполнительной службы. Основным является то, что наряду с государственными начнут функционировать частные исполнители. Исполнительное производство Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает автоматизацию процедур исполнения решений путем электронной регистрации документов, полную фиксацию процессуальных решений и исполнительных действий в автоматизированной системе, а также оптимизирует сроки проведения исполнительных действий, регулирует вопросы ответственности должника в исполнительном производстве, определяет перечень вопросов, которые не могут исполняться частными исполнителями. Так, установлены временные рамки для совершения определенных исполнительных действий и принятия процессуальных решений; предусмотрено фиксирование и отображение всех действий и процедур в рамках исполнительного производства; упрощается доступ сторон к информации о ходе производства, в частности, электронным путем; вводится реестр должников, который должен информировать заинтересованных лиц о статусе будущего контрагента; внедряется электронный обмен информацией с органами регистрации и банками; расширен круг активов, на которые может быть наложено взыскание; предусмотрена реализация арестованных земельных участков в рамках исполнительного производства. В новой редакции изложен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, не подлежат взысканию предметы ежедневного бытового использования (посуда, постельное белье, средства гигиены), вещи индивидуального пользования (одежда, обувь, все детские вещи); лекарственные средства, очки и другие изделия медицинского назначения, необходимые должнику, членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, по медицинским показаниям; мебель - по одной кровати и стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф на семью; один холодильник на семью; один телевизор, персональный компьютер на семью, один мобильный телефон - на каждое лицо. Частные исполнители В Законе «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», определяется правовой статус частных исполнителей, регулируется процедура приобретения и прекращения права на осуществление деятельности, определяются особенности их финансового обеспечения и т.п. Нюансы, урегулированные подзаконными актами Также вступили в силу сопутствующие нормативно-правовые акты: 1. Порядок реализации арестованного имущества, утвержденный приказом Минюста от 29 сентября 2016 года № 2831/5. ГП «СЕТАМ» уполномочено на сопровождение программного обеспечения системы реализации имущества, технологическое обеспечение, сохранение и защиту данных, содержащихся в ней, на организацию и проведение электронных торгов, торгов по фиксированной цене и т. д. 2. Порядок выплаты вознаграждений государственным исполнителям и их размеров и размера основного вознаграждения частного исполнителя, утвержденный постановлением Кабмина от 8 сентября 2016 года № 643. Так, госисполнитель за исполнение документа имущственного характера получает 2 % взимаемой суммы или стоимости имущества должника, неимущественного характера - 1 мзп, если должник физлицо и 2 мзп, если должник юрлицо. В свою очередь, частный исполнитель, обеспечивший полное или частичное исполнение исполнительного документа имущественного характера получает основное вознаграждение в размере 10 % взысканной им суммы или стоимости имущества. За фактическое выполнение в полном объеме исполнительного документа неимущественного характера, по которому должником является физлицо, частный исполнитель получает основное вознаграждение в размере 2 мзп, а если должником является юрлицо - в размере 4 мзп. 3. Виды и размеры расходов исполнительного производства, установленные приказом Минюста от 20 сентября 2016 года № 2830/5. Предусмотрены расходы на изготовление и пересылку документов исполнительного производства, услуги лиц, привлеченных к проведению исполнительных действий, услуги почтового перевода взыскателю взысканных алиментных сумм, проведение розыска должника, его имущества или розыска ребенка, услуги перевозки, хранения арестованного имущества, в том числе транспортировки и хранения транспортного средства на специальной площадке или стоянке, банковские услуги при операциях с иностранной валютой, уплату судебного сбора, услуги за пользование Единым государственным реестром исполнительных производств и автоматизированной системой исполнительного производства (после введения в действие) и пр. 4. Порядок формирования и ведения Единого реестра частных исполнителей Украины, утвержденный приказом Минюста от 5 августа 2016 года № 2431/5. Реестр будет содержать сведения о частных исполнителях Украины, получивших удостоверения, и информацию Минюста об их деятельности. Информацию из Реестра можно будет получить бесплатно, круглосуточно и без ограничений на официальном сайте Минюста. Поиск в Реестре осуществляется по ФИО исполнителя, номеру удостоверения, исполнительному округу. 5. Положение о Временной квалификационной комиссии частных исполнителей, утвержденное приказом Минюста от 5 августа 2016 года № 2430/5. Комиссия создается для определения уровня профессиональной подготовки кандидатов в частные исполнители и предоставления им права наосуществление деятельности частного исполнителя. В ее состав (который утверждается приказом Минюста) входит 7 человек. Председателем Комиссии является Министр юстиции или его заместитель. 6. Численность работников органов государственной исполнительной службы не изменится и составит 8056 единиц, что предусмотрено постановлением Кабмина от 8 сентября 2016 года № 620. Переходный период До создания условий для непосредственного доступа государственных и частных исполнителей к государственным базам данных и реестрам, органы исполнительной власти, обеспечивающих ведение таких баз данных и реестров, подают соответствующую информацию на письменные запросы исполнителей в трехдневный срок со дня поступления. Жалобы на решения, действия или бездействие органов ГИС, поданные до вступления в силу Закона, рассматриваются в сроки и порядке, которые действовали ранее. |
Полезная информация |