Информ-бюроиюнь 18 2010 Украинские парламентарии приняли закон о противодействии отмыванию доходов, согласно которому при приобретении объектов недвижимости на сумму свыше 400 тыс. грн либо автомобиля, драгоценностей или антиквариата - дороже 150 тыс. грн, покупатель автоматически попадает в «черный список» и источники его доходов тщательно проверяют.
Украинские парламентарии приняли закон о противодействии отмыванию доходов, согласно которому при приобретении объектов недвижимости на сумму свыше 400 тыс. грн либо автомобиля, драгоценностей или антиквариата - дороже 150 тыс. грн, покупатель автоматически попадает в «черный список» и источники его доходов тщательно проверяют. Чем новые изменения грозят простым украинцам и бизнесменам, выясняли журналисты. Про «подозрительные сделки» доложат За жителями страны станут пристальнее наблюдать: украинские парламентарии приняли изменения в Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Одним из самых революционных пунктов в документе стало расширение количества лиц, которые обязаны, в случае проведения ими подозрительных операций, рапортовать об этом в Государственный комитет финансового мониторинга. Отныне передавать информацию в учреждение вынуждены адвокаты, нотариусы, юристы, аудиторы, бухгалтеры, риэлторы, продавцы автотранспорта и ювелирных украшений, а также владельцы салонов азартных игр (казино). Они должны сообщить о сомнительных операциях при участии в сделках купли-продажи, в процессе создания новых компаний, управлении активами и банковскими счетами своих клиентов. Иными словами, если клиент агентства недвижимости готов выложить за квартиру свыше 400 тыс. грн либо эквивалент этой суммы в иностранной валюте, то об этом необходимо оперативно доложить. Если покупатель рассчитывается наличными за покупку, скажем, автомобиля или изделия из драгоценных металлов, стоимостью свыше 150 тыс., то он также попадает в разряд «подозрительных». Осторожность теперь нужно проявлять и любителям азартных игр, которые, выложив на стол те же 150 тыс. грн, также могут попасть «на крючок». Учитывая, что в документе нет четко прописанного объяснения словосочетанию «подозрительная сделка», проверяющие получают большое поле для деятельности. Особенно это касается желающих приобрести недвижимость в Киеве или городах - миллионникам, где квартиру дешевле заявленных 400 тыс. грн. приобрести нереально, а также всех любителей быстрой езды, которые захотят обзавестись автомобилем среднего класса. Стоит отметить, что народные избранники периодически рассматривала возможность ввести данную норму на протяжении пяти лет. Однако последние годы депутаты смотрели на подобные проекты законов с опаской, поскольку их принятие усложнило бы жизнь большинству из них. В связи с этим поддержка данного документа, скорее, связана с появлением острой необходимости в подобной законодательной инициативе. Причиной для подобной уступчивости стала угроза снова попасть в черный список FATF (Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями). Поводом для беспокойства стал тот факт, что иностранная организация в марте нынешнего года включила Украину в список стран, которые имеют недостатки в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Это стало неприятным сюрпризом для новой украинской власти, учитывая предыдущий опыт сотрудничества с этим финансовым институтом. Напомню, что в 2002 году Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями рекомендовала применить против Украины санкции, которые заключались в том, чтобы заставить зарегистрированных в нашей стране юридических лиц предоставлять информацию о своих собственниках перед заключением любых сделок. Помимо этого, все транзакции априори считались подозрительными, поэтому предлагалось усилить механизм отчетности по финансовым операциям. Предлагалось также ужесточиьб контроль при регистрации филиалов украинских банков на территории стран, которые входят в группу FATF. Тогда же председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах прогнозировал, что европейские банки могут закрыть корреспондентские счета украинских финансовых учреждений. Пока украинское правительство, пыталось переубедить международных экспертов сменить гнев на милость, 15 украинских коммерческих банков столкнулись с проблемами при прохождении платежей и, по неподтвержденной информации, вследствие санкций был сорван один достаточно крупный контракт. Госфинуслуг усилят
Наряду с увеличением количества компаний, которые вынуждены ябедничать на подозрительных клиентов, парламентарии расширили полномочия Государственного комитета финансового мониторинга. Согласно новому документу, эта структура получила возможность проверять все организации, которые должны докладывать о подозрительных клиентах. Более того, учреждение может останавливать любые операции, показавшиеся его специалистам подозрительными. Иными словами, компания получила возможность досудебного ареста счетов, что было отменено еще в 2006 году. Дабы ни у кого не возникло сомнений в могуществе этой организации, были внесены изменения в Гражданский кодекс и Закон «О банках и банковской деятельности». Иными словами данная организация стала одной из самых могущественных государственных структур. К слову, полномочий по приостановке операций по счетам без соответствующего решения суда не имеют ни органы милиции, ни прокуратура, ни даже налоговая. Если ранее комитет мог получить информацию и копии документов от государственных органов и субъектов финансового мониторинга, то сейчас его сотрудники получили доступ к целому ряду новых источников. В частности, отныне ведомство может пользоваться собственными автоматизированными системами Национального банка Украины, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а также ему предоставлена возможность по первому требованию получать любые запрашиваемые документы, в том числе содержащие банковскую или коммерческую тайну. Имена эта организация будет знать обо всех проводимых операциях на рынке, а также о лицах, которые принимают в них участие. Стоит ли говорить, что это может стать прекрасным сборником полной информации на каждого гражданина страны, в том числе и на всех украинских бизнесменов и политиков. Именно эти данные могут быть хорошим рычагом влияния, которые могут быть использованы существующей властью в любой момент. К слову, это становится очень удобным инструментом влияния на тех же членов фракции БЮТ, которых в ряде случаев практически насильно загоняют в новую коалицию. Кроме того, в виду приближающихся местных выборов, изрядная порция компромата на соперников может существенно повысить рейтинги провластным политическим силам. Риэлторы пострадают
Стоит отметить, что недавно принятый документ не обрадовал бизнесменов. Они говорят, что благодаря инициативам парламентариев оказались между двух огней: с одной стороны они не могут ябедничать на своих клиентов, поскольку это может привести к потере их бизнеса, а с другой – могут стать жертвами проверяющих органов. Больше всех от новаций могут пострадать риэлторы. По мнению президента Союза специалистов по недвижимости Александра Рубанова, многие клиенты могут отказаться от услуг агентств недвижимости. «Зачем покупателю обращаться в компанию, которая вынуждена его «сдать». На мой взгляд, новый регуляторный акт приведет к уходу с рынка части легально работающих организаций», – считает г-н Рубанов. По мнению эксперта, их потенциальные клиенты будут предпочитать сотрудничать с нелегально работающими специалистами, так называемыми серыми и черными риэлторами. Они редко декларируют о своем занятии, поэтому и не будут докладывать проверяющим органам о заключаемых сделках. Еще одним вариантам решения насущной проблемы может стать преуменьшение стоимости недвижимости. «В части операций с недвижимостью в законе есть нестыковки: мы должны отслеживать подозрительные операции, но документ не дает четких объяснений, какие именно операции считать подозрительными. Кроме того, мы должны сообщать о подозрительных операциях на сумму от 400 тыс. грн. Не секрет, что можно легко прописать в договоре сумму в 399 тыс. грн., чтобы клиент не попал под мониторинг», - сообщил руководитель аналитического комитета Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Андрей Гусельников. Остальные будут молчать
Продавцы элитных товаров, в список которых теперь попали и автомобили, уверяют, что они смогут легко обойти действие существующего закона. «Официальные автосалоны, как правило, не берут наличные, покупатель перечисляет деньги на счет или вносит их в кассы банков-партнеров», - подчеркивает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Новый документ практически не затронет и представителей других упомянутых в регуляторном акте представителей профессий. Так, адвокаты, нотариусы и наемные бухгалтера могут не сообщать государственным структурам о подозрительных операциях в том случае, если они узнали о них во время исполнения обязанностей по защите клиента, представительстве его интересов в суде или в процессе досудебного урегулирования спора. Директор общественной организации «Всеукраинский союз работников торговли и услуг «Трудовое сотрудничество» Лолита Картовия говорит, что «поймать за руку» не донесшего на своего клиента юриста либо адвоката будет довольно трудно. «Все разговоры с клиентами, как правило, ведутся с глазу на глаз. Более того, попробуйте доказать, что полученная информация – угрожает безопасности Украины», - подчеркивает г-жа Картовия. По ее словам, адвокат всегда сможет сослаться на неразглашение профессиональной тайны, наказанием за которую является попадание за решетку. «Нормы вновь принятого документа противоречат положениям ст. 9 Закона «Об адвокатуре», согласно которой адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, предметом которой является суть консультаций, советов и разъяснений, предоставленных клиенту, а также данные, полученные при выполнении профессиональных обязанностей. Статья 8 Закона «О нотариате» устанавливает круг лиц, которым может быть предоставлена информация о совершенных нотариальных действиях. Это суд, прокуратура, органы дознания и следствия, а также Государственная налоговая инспекция Украины. Госфинмониторингу выдача таких документов не предусмотрена. И пока не будут внесены изменения в профильные законы, правоведы могут не делиться информацией с Госфинмониторингом», - подчеркивает старший партнер адвокатского объединения «Волков, Козьяков и Партнеры» Андрей Безсмертный. «Налогово-трудовые» проверки: к чему готовиться, кого бояться? В ближайшее время, судя по всему, борьба с выплатой «конвертной» заработной платы развернется не на шутку. Об этом предупреждали давно, но только вчера пугающие перспективы приобрели наконец реальные очертания. Речь идет о подписанном накануне Законе Украины №2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно налогообложения). Предложенные Законом новшества, в преобладающем своем большинстве, огорчат представителей бизнеса. В числе самых серьезных изменений (как уже долгое время намекала налоговая и обещали парламентарии) - новое в основаниях и процедуре проведения внеплановых проверок органами налоговой службы. Итак, налоговым работникам, согласно Закону №2275-VI, был предоставлен фактически карт-бланш во время осуществления внеплановых проверок соблюдения трудового законодательства. При получении органом налоговой милиции любой информации об уклонении налогоплательщика-работодателя (или же его наемного работника) от налогообложения - при начислении и выплате заработной платы, других налогооблагаемых выплат, пенсионных и страховых взносов - руководитель налоговой будет вправе принять решение о проведении налоговой проверки такого предпринимателя без его предварительного уведомления. Самое интересное, что в настоящее время документ не содержит норм, которые бы регламентировали пределы полномочий и способ, которым налоговики будут осуществлять данные проверки. Возможно, в дальнейшем будут внесены соответствующие поправки и изменения, однако сейчас… имеем то, что имеем. Необходимо обратить внимание на еще один любопытный момент, который касается оснований для проведения внеплановых «трудовых» проверок. Так, в соответствии с внесенными изменениями в Закон Украины «Об оплате труда», такого рода проверки будут осуществляться во всех случаях, предусмотренных законодательством. При этом, под понятием «законодательство» можно подразумевать не только законы Украины, но также и постановления КМУ, приказы ГНАУ, и прочее, и прочее. В целом, следует отметить, что Закон далек от совершенства не только с точки зрения интересов бизнеса, но и с позиции юридической техники составления документа. К примеру, чего стоит введение нового понятия - «внеочередная» налоговая проверка соблюдения трудового законодательства (здесь парламентарии, очевидно, имели ввиду внеплановые проверки). Такой недочет может быть интересен с практической точки зрения. Дело в том, что согласно Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине», органы налоговой вправе осуществлять а) документальные невыездные, б) плановые и в) внеплановые выездные проверки. В Указе Президента № 817 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» также говорится о возможности налоговых работников осуществлять лишь плановые и внеплановые выездные проверки. О «внеочередных» проверках соблюдения трудового законодательства речь не идет. Следовательно, указание в удостоверении «внеочередной» проверки можно считать ненадлежащим оформлением документов. Здесь напомним: работники без надлежаще оформленного удостоверения не имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской деятельности. В целом, Закон сам по себе весьма примечателен, а вот как покажет себя в дальнейшем практика его правоприменения, будет видно уже в самом скором времени. Подробнее о сути Закона и о прочих новшествах, им предлагаемых, можно узнать из специального выпуска еженедельного аналитического издания «ЮРИСТ & ЗАКОН» от 08.06.2010 г. № 07, посвященного данному Закону. |
Полезная информация |