Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

июнь
19
2010

Практически незаметно, без пышных торжеств и салютов по этому поводу прошел в Украине день 9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Ассамблеей ООН в Мадриде 21 ноября 2003 года – в день подписания Конвенции ООН против коррупции.

Практически незаметно, без пышных торжеств и салютов по этому поводу прошел в Украине день 9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Ассамблеей ООН в Мадриде 21 ноября 2003 года – в день подписания Конвенции ООН против коррупции.

2009 год в аспекте борьбы с коррупцией ознаменовался двумя значимыми событиями – для нашей станы наконец-то вступила в силу упомянутая Конвенция, и Украина поставила рекорд в личном зачете в рейтинге коррумпированности Transparency International – 146 место. Ниже – страны, в которых еще не нашли мирной развязки дискуссии о том, насколько этично употреблять в пищу людей…

Такие масштабы коррупции в нашей стране невольно склоняют к выводу о том, что в борьбе с коррупцией последняя одержала полную и безоговорочную победу. Поэтому тема продолжения борьбы скорее выдает популистские мотивы «борцов», и зачастую обусловлена целью прямо противоположной – получением коррупционных рычагов.

В результате «тень» – основное место жизни общества, экономических отношений, заработка. А это значит, что украинское общество в значительной степени развивается и живет за рамками закона.

Люди не в состоянии, и не согласны отдавать государству деньги в качестве налогов, потому что считают, что налоги слишком большие, и уплаченные в качестве налогов деньги разворовываются чиновниками.

Главный человек в нашей стране – чиновник, поскольку в общественном сознании он имеет гарантированный заработок в виде взяток, и в то же время может наплевательски относиться к закону, считая себя выше закона – ведь закон служит чиновнику, а не наоборот… Взятки берут все – от высших должностных лиц до дворника. Поговаривают, что даже некоторые законы голосуются депутатами за взятки…

Учитывая эти факты, следует признать, что сознание украинцев в аспекте восприятия коррупции несколько деформировано, и как дача, так и получение взятки уже давно не считаются явлениями позорными, а скорее полезными и необходимыми, приносящими благо обоим сторонам коррупционного действия. Взятки осуждаются только в аспекте сожаления о расставании с деньгами. Хороший украинский политик и чиновник, это тот, кто «сам ворует, но и людям дает»…

Заслуги украинского государства по укреплению и расширению коррупции в стране признаны на международном уровне – это и «высокие» рейтинги Transparency International, и мнения иностранных инвесторов.

Так что же такое коррупция на самом деле, когда она началась, и возможно ли её побороть?

Самое распространенное определение коррупции - использование должностным лм юм своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению.

Упоминания о коррупции содержатся в одних из первых письменных документов, известных человечеству. Первый известный нам трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликован в Индии в IV веке до н. э. В нём сделан пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Во все времена особую озабоченность вызывала продажность судей. Осуждают коррупцию Библия – «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19), и Коран - «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188).

По своей сути коррупция – это некая фаза воровства, то есть завладение чужим, общественным или же «хозяйским» имуществом или деамгами. Со временем коррупционное меню пополнилось такими блюдами как взятка за выполнение или ускорение выполнения функциональных обязанностей, что характеризует самую глубокую степень развращения чиновничества.

Коррупция косила государства и цивилизации во все времена, на всех материках, и является одной из самых древних и слабо поддающихся лечению болезней государства и общества. Абсолютно победить коррупцию, по-видимому, невозможно, но минимизировать её губительное действие для общества можно…

Современным документом, призванным ограничить негативное влияние коррупции стала Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) принятая 21 ноября 2003 года в Мадриде. Конвенция призвана усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности. Конвенция подписана Украиной 11 декабря 2003 года, была ратифицирована 18 октября 2006 года, и вступила в действие 18 июля 2009 года, вместе с Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные действия», который в свою очередь вводится в действие с 1 января 2010 года.

Следует ли ожидать сдвигов в связи с вступлением в силу для Украины столь важного документа?

Конвенция, кроме чисто декларативных норм, содержит ряд практичных норм, касающи вя взаимной правовой помощи, возврата активов и ценностей, приобретенных вследствие совершения коррупционных действий, недопустимости коррумпирования иностранных должностных лиц.

Прочитав Конвенцию, отечественному чиновнику должно стать еще более стыдно брать взятки, и он имеет очередной повод перекреститься, что живет в замечательной стране, в которой все происходит в точности наоборот требуемому Конвенцией...

Для иностранцев же, которые привыкли выполнять законы своей страны и международные соглашения, достаточно действенными будут нормы, позволяющие привлечь их к уголовной ответственности в своей родной стране, где Фемида любит больше суровый закон, чем грязные деньги, в случае выявления фактов коррумпирования украинских чиновников.

Конвенция разрабатывалась и принималась по инициативе развитых мировых держав с низким уровнем коррупции, в частности для пресечения возможностей «отмывания» коррупционных денег в странах с неконтролируемой коррупцией, а также для предотвращения губительного воздействия коррупции в государствах с высоким её уровнем на своих граждан.

Увы, радикально сократить уровень коррупции в Украине Конвенция будет не в состоянии.

На что же рассчитывать украинцам?

Рецепты борьбы с коррупцией давно известны, и можно их расписать применительно к разным фазам этой болезни.

Итак, для того чтобы лечить, необходимо поставить диагноз, и определить степень развития заболевания.

Легкую степень коррупции можно побороть порицанием, «общественной поркой» коррупционеров. Эти меры применимы для государств со стабильной и работающей правовой системой, высокими моральными ценностями – западноевропейских стран, США, Канады.

Среднюю степень коррупции возможно побороть комплексом мероприятий, включающим повышение уровня оплаты труда чиновников, создание карательных органов и массовых «чисток». Эти меры будут действенны в случае, если уровень развития законодательства отвечает прогрессивным потребностям общества, а коррупция обусловлена особенностями менталитета чиновников и низким уровнем оплаты их труда.

Самая тяжелая степень коррупции базируется на несовершенном законодательстве, изобилующем ограничительными и запретительными нормами, а также сложными бюрократическими процедурами. Ситуация ухудшается низкими зарплатами чиновников, отсутствием сформированных моральных устоев и ценностей. Такая ситуация характерна для постсоветских республик, включая Украину.

Чем лечат украинскую коррупцию украинские чиновники сейчас? Созданием антикоррупционных органов, и усилением ответственности. На самом деле эти меры, которые имели бы действие в странах западной Европы, в Украине не только бесполезны, но и вредны, поскольку выводят коррупцию на новый уровень – уровень коррумпирования антикоррупционеров. Что же делать? Рассмотрим примеры борьбы с коррупцией, в ситуации, схожей с украинской, а то и более бедственной.

В качестве примера можно привести Сингапур, который в момент независимости в 1959 году был маленькой бедной страной, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Лидер страны Ли Куан Ю превратил Сингапур в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», - писал Ли Куан Ю. Ситуацию с коррупцией он характеризовал так: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год, а в  1990-е годы – свыше миллиона долларов. В итоге Сингапур в соответствии с международными рейтингами стал одним из наименее коррумпированных государств мира. По оценке Transparency International за 2009 год Третье место после Новой Зеландии и Дании, перед Швейцарией.

Этот скромный анализ позволяет прийти к незамысловатому ответу на вопрос «с чего нужно начать борьбу с коррупцией в Украине».

Рискну вместо ответа процитировать еще раз Ли Куан Ю: «упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования».

Тоесть, в первую очередь с правовой реформы, предполагающей создание норм права, отвечающих потребностям общества, и преследующей основные цели:

 - ликвидацию ряда функций государственных органов и самих этих органов;

 - ликвидацию ряда нормативных ограничений и запретов;

 - создание простых в применении и доступных механизмов закрепления и реализации прав;

Следует ли ожидать проведения такой реформы от украинских политиков? К сожалению, успешный украинский политик – это высокопоставленный чиновник, по сути эти понятия тождественны.

Что такое политика для украинца? Это борьба за власть. Может ли отвечать здравому смыслу политика, целью которого является получение власти, ослабление функций этой власти? Вот и получается, что интересам украинских политиков не отвечает реформа, целью которой является ослабление государственной власти, и следовательно ликвидация коррупции.

Однако, будем надеяться, что время перемен в нашей стране наступит, и украинский законодатель все же начнет борьбу с коррупцией с того места, с которого следовало бы – с реформы законодательства, ликвидации процедур и разрешений, ставших коррупционными, налоговой реформы, расширяющей круг налогоплательщиков за счет уменьшения налогового пресса. В противном случае, Украина может продолжить «борьбу» за одну из 34 нижних строк в рейтинге коррумпированности.

Тарас Шепель
Партнер

Международная юридическая служба

Полезная информация