Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

июль
14
2010

Киотский Протокол является документом, дополняющим Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН), и является обязательным для исполнения 181 страной мира.

Киотский Протокол является документом, дополняющим Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН), и является обязательным для исполнения 181 страной мира. Страны-участницы обязаны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в определенных объемах. Протокол действует до 31 декабря 2012 года, после чего предполагалось вступление в силу аналогичного соглашения, которое должно было быть принято по итогам конференция ООН по проблемам изменения климата, прошедшей в декабре 2009 года в Копенгагене.

Соглашение в Копенгагене было принято, однако оно не закрепляет обязанностей по сокращению объемов выбросов парниковых газов, и следовательно, по оценкам специалистов, не является заменой Киотскому протоколу. Это означает, что конференция не добилась того, чего хотело большинство активистов — или юридически обязывающего соглашения или четко определенных новых обязательств.

В трехстраничном документе ставится цель ограничить повышение температуры на планете 2 градусами и предоставить развивающимся странам "быструю помощь" в размере 30 миллиардов долларов в 2010-2012 годы, а также 100 миллиардов долларов в год до 2020 года. Финансирование будет осуществляться через новый «Копенгагенский фонд зеленого климата».

В случае, если до 2012 года не будут приняты конкретные обязательства по сокращениям выбросов, и не определены квоты, и механизмы их передачи между странами-участниками, можно утверждать, что с 31 декабря 2012 года будет отсутствовать международный документ, определяющий квоты выбросов, и  способствующий сдерживанию ухудшения экологической обстановки на планете.

Безусловно, предусмотренная Копенгагенским соглашением финансовая помощь поможет, как и прежде, внедрять экологические программы, предусматривающие сокращение выбросов, однако только в случае, если государства, принявшие финансовые обязательства, будут их выполнять.

Кроме того, в отличие от механизмов Киотского протокола, механизмы реализации Копенгагенского соглашения пока формально не закреплены, и непонятны принципы и критерии распределения денег, определения объема сокращения выбросов, и органы, компетентные заниматься этими вопросами. Будет логично, если механизмы реализации норм Копенгагенского соглашения будет разработаны с учетом опыта исполнения Киотского протокола, и будет содержать процедуры, аналогичные «киотским».

Высока вероятность и того, что в ближайшие два года все же будут разработаны и приняты документы, дополняющие обязательства стран по сокращению выбросов, предусмотренных Копенгагенским соглашением, и этот механизм по эффективности не будет уступать киотскому. Необходимость сокращения парниковых газов на планете очевидна, и экологическая угроза является весомым аргументом для нахождения компромисса между членами мирового сообщества.

Сокращение объема выброса парниковых газов, отвечая общей потребности человечества, упирается в частные интересы различных государств. Индустриально развиты страны, лидеры по выбросам, заинтересованы сохранить свою промышленную мощь, и добиваются сокращения выбросов на планете за счет сдерживания увеличения выбросов предприятиями развивающихся стран. Эту цель они реализуют путем предоставления материальной помощи, в форме платы за приобретение квот на выбросы, как это предусмотрено Киотским протоколом, или выделения прямого финансирования, как это определено Копенгагенским соглашением.

Заинтересованность развивающихся стран в принятии обязательств по сокращению выбросов парниковых газов обусловлена желанием получить инвестиции в свою экономику за счет финансирования, привлекаемого от продажи квот.

Что касается Украины, то ей стоит определиться со своей позицией в отношении принятия обязательств перед мировым сообществом. От этого будет зависеть развитие промышленности в стране, поскольку наращивание индустриальной мощи в случае неправильной оценки потенциала экономики может быть искусственно сдержано обязательствами сохранения или сокращения размера выбросов парниковых газов. Стоит также оценить позиционирование Украины относительно права пользоваться помощью индустриально развитых стран, в форме получения финансирования экологических программ.

Определиться в этих позициях наше государство должно исходя из результатов кропотливого труда ряда специалистов в различных отраслях науки и техники, которые должны быть предъявлены мировому сообществу для обоснования позиции, и должны базироваться на реальных показателях.

К сожалению, пока что в нашем государстве реализация «киотских» механизмов воспринимается только как «торговля воздухом».

Изменить ситуацию способно совершенствование экологического законодательства, разработка нормативных механизмов контроля и определения размера выбросов предприятиями, создание национального рынка квот на выбросы парниковых газов.

Так, в законодательстве Украины отсутствуют даже термины и определения, не говоря уже об определении механизмов сокращения выбросов парниковых газов, стимулирующих отечественные предприятия инвестировать в экологию. Приходится сталкиваться с мнением многих производственников, что проще заплатить штрафы за загрязнение окружающей среды, чем внедрять чистые технологии на производствах.  Конечно, в условиях, когда собственники бизнеса и государство стремятся хотя бы сохранить существующие объемы производства, забота об экологии отступает на одно из последних мест. Однако не следует забывать, что наличие экологических инициатив национального масштаба в дальнейшем будет служить усилению позиций государства в отстаивании своих прав при определении квот на выбросы в процессе работы над международными соглашениями.

В любом случае, актуальность Киотского протокола для Украины до конца 2012 года высока, поскольку есть еще возможность реализовать значительную часть нереализованных квот. Дальнейших экономических оценок следует ожидать после определения условий «игры» мировым сообществом, при участии нашего государства, базирующихся на соглашении, достигнутом в Копенгагене.

C 31 мая по 11 июня в Бонне (Германия) проходил очередной раунд переговоров стран-участниц РКИК ООН и Киотского протокола. Главная тема обсуждений – продолжение подготовки нового международного соглашения об ограничении выбросов парниковых газов на период после 2012 г. По сложившейся традиции переговоры о будущем климатическом режиме проходили в двух параллельных группах.  Намеченная работа обеих групп будет продолжена в ходе очередной переговорной сессии в августе 2010 года. Затем в ноябре-декабре 2010 года договорный процесс предполагается продолжить на конференции в Мексике.

Несмотря на то, что процесс принятия конкретных обязательств государствами по сокращению объема выбросов достаточно сложный, компромисс будет достигнут, учитывая то, что изменение климата является обязательством, предусмотренным Рамочной конвенцией ООН об изменении климата.

Поскольку Украина является заметным участником рынка единиц сокращения выбросов, есть все основания полагать, что адаптация «копенгагенских» или других механизмов к украинским реалиям не займет так много времени, как внедрение «киотских». Индустриальный бизнес, получив первые деньги от реализации квот, имеет сильную мотивацию в лоббировании более скорого и эффективного нормативного закрепления реализации процедур внедрения экологических программ для получения зарубежного финансирования.

Тарас Шепель
Адвокат

партнер Міжнародної юридичної служби

 

Полезная информация