Информ-бюросен 20 2010 Вступившая в силу 21 августа с.г. новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (Закон) повлекла за собой и обновления подзаконной нормативной базы. Вступившая в силу 21 августа с.г. новая редакция Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (Закон) повлекла за собой и обновления подзаконной нормативной базы. Правда, чтобы ознакомиться с ними, пришлось ждать вплоть до вступления Закона в силу, поскольку утверждены они были лишь после этого события. Тем не менее, стоит отметить, что соответствующая нормативная база регулирует вопросы взятия на учет субъектов первичного финмониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих мониторингу, порядок предоставления госорганами необходимой информации несколько лучше, чем это было ранее. Так, постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 25 августа с.г. № 747 «Некоторые вопросы организации финансового мониторинга» предусматривается, что субъекты первичного финмониторинга подают в Государственный комитет финансового мониторинга (Госфинмониторинг) информацию, необходимую для взятия их на учет в течение трех рабочих дней с момента назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, но не позднее дня проведения первой финансовой операции. В частности, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, нотариусы, лица, предоставляющие юридические услуги, физлица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, должны подать необходимую информацию не позднее трех рабочих дней с момента установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить одну из следующих сделок: куплю-продажу недвижимости, управление активами клиента, управление банковскими счетами или счетом в ценных бумагах, привлечение средств для создания юридических лиц, обеспечение их деятельности и управления ими, создание юрлиц, обеспечение их деятельности и управления ими, а также куплю-продажу юрлица. Информация подается на бумажных носителях и должна содержать сведения о регистрации субъекта; его местонахождении (месте жительства); ответственном работнике или лице, временно исполняющем его обязанности. Сообщение состоит из информации о субъекте, который его направляет, и информации о финансовой операции. Обязанность регистрации финансовых операций возложена на субъект первичного финмониторинга. Информация о финансовой операции должна содержать: порядковый номер и дату регистрации операции; сведения, установленные в результате идентификации лица, которое проводит операцию, лица, от имени/по поручению/в интересах которого проводится операция, или о выгодополучателе; сведения о других лицах — участниках операции; вид финансовой операции; указание суммы, на которую проводится операция или осуществляется попытка ее проведения; указание валюты, в которой проводится операция; основания для проведения операции; сведения об операциях, связанных с зарегистрированной ранее финансовой операцией (при наличии); признаки, по которым финансовая операция подлежит финансовому мониторингу; сведения о приостановлении финансовой операции; дату и время проведения, попытки проведения или отказа от проведения финансовой операции; дополнительную информацию, необходимую для проведения Госфинмониторингом анализа финансовых операций; фамилию, имя, отчество и должность работника, который внес информацию в реестр. Такую информацию субъект вносит в реестр, который ведется в электронном виде или на бумажных носителях. Если реестр ведется в электронном виде, в конце каждого месяца все новые записи распечатываются. Распечатанные страницы удостоверяются подписью руководителя или ответственного работника. До 5 числа каждого месяца распечатанные в хронологическом порядке страницы с информацией за прошедший месяц прошнуровываются, удостоверяются подписью руководителя или ответственного работника, скрепленной печатью. На первой странице указывается количество страниц, первая и последняя дата внесения информации. Такие страницы хранятся в течение пяти лет. Госфинмониторинг обеспечивает внесение в Единую информационную систему информации о финансовой операции, поступившей от субъекта на бумажных носителях, не позднее трех рабочих дней после поступления такой информации. Кроме того, субъект первичного мониторинга вправе обратиться с запросом в госорганы в случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации об идентификации клиента. Как устанавливается постановлением КМУ от 25 августа с.г. № 746, такими госорганами являются Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственная налоговая администрация и органы внутренних дел. Запрос может быть направлен как в письменной, так и в электронной форме. И в течение десяти дней такая информация должна быть предоставлена субъекту бесплатно. Информация, предоставленная госорганом, является информацией с ограниченным доступом, и в случае ее разглашения субъект может понести ответственность. Также субъект обязан вести отдельный реестр запросов в госорганы. Юлия Кирпа, старший юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» отмечает, некоторые новеллы Закона вызывают вопросы касательно механизма их реализации. В частности, статья 8 Закона предусматривает обязанность адвокатов и других лиц, предоставляющих юридические услуги, осуществлять функции субъектов первичного финмониторинга, если они принимают участие в подготовке обусловленных в Законе сделок. В частности, предусматривается, что адвокаты и другие лица, предоставляющие юридические услуги, не уведомляют Госфинмониторинг о своих подозрениях касательно финансовых операций в случае, когда соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом адвокатской или профессиональной тайны, а также когда они выполняют обязанности по защите клиента, представительству его интересов в судах и при досудебном урегулировании споров. При этом статья 2 Закона Украины «Об адвокатуре» определяет, что предметом адвокатской тайны являются вопросы, по которым гражданин или юридическое лицо обратились к адвокату, суть консультаций, советов, пояснений, другой информации, полученной адвокатом при осуществлении своих профессиональных обязанностей. С учетом вышеизложенного г-жа Кирпа считает, что адвокатам не придется информировать Госфинмониторинг о сделках своих клиентов, предусмотренных статьей 8 Закона, поскольку любая информация, полученная адвокатом в рамках подготовки таких сделок, является предметом адвокатской тайны. Олег Паракуда, советник ЮК «Правнычи технологии», спорный момент видит в реализации распоряжения Госфинмониторинга Украины от 19 июля с.г. № 113, которым утверждено положение, в соответствии с которым эквайринговые и клиринговые учреждения, некоторые биржи, юрлица-посредники при осуществлении операций с недвижимостью для проведения финмониторинга должны пройти курс обучения. При этом такие субъекты должны подать в Госфинмониторинг информацию, необходимую для взятия их на учет, в течение трех рабочих дней с момента назначения ответственного работника, но не позже дня проведения первой финансовой операции. Но, согласно упомянутому распоряжению, лицо, впервые назначенное на должность ответственного советника, должно пройти долгосрочный курс повышения квалификации (не менее 72 часов) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, на протяжении 3 месяцев с момента назначения на должность. Напрашивается вопрос: реально ли осуществить исполнение этого требования на практике, ввиду того, что таких субъектов насчитывается по меньшей мере 40 000 (по официальным данным Государственного комитета статистики Украины)? С учетом стандартов учебного процесса на подготовку ответственного работника необходимо не менее восьми дней. Для проведения профессиональной подготовки всех ответственных работников рынка в течение восьми дней и дальнейшей сдачи экзаменов понадобится не один квартал. Учитывая вышесказанное, субъекты первичного финмониторинга будут вынуждены выбирать: не осуществлять хозяйственной деятельности вообще или нарушать требования законодательства. Ольга Тимохина
«Юридическая практика»
|
Полезная информация |


Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.