Главная   •   О компании   •   Библиотека   •   Контакты                                          

Информ-бюро

24.07.2018
Киевская прокуратура направила в суд обвинительный акт относительно нотариуса Киевского городского нотариального округа, который способствовал рейдерскому захвату торгового центра
05.07.2018
Отныне письма в суд направляйте по адресу: просп. Воздухофлотский, 28, г. Киев, 03063
04.07.2018
Минздрав обновил соответствующий порядок
03.07.2018
Принят Закон, направленный на снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам

Юридические практики

Наши партнеры

Тренінгова компанія ТАРС

Надання якісних професійних послуг з перевірки, тестування та навчання персоналу. Наші спеціалісти мають достатній досвід практичної та наукової роботи, щоб гарантувати клієнтам високу якість та ефективність наданих послуг.

Информ-бюро

май
17
2010

Государственный бюджет как главный финансовый документ страны должен быть взвешенным, сбалансированным и практически безупречным, профессионально подготовленным документом.

Государственный бюджет как главный финансовый документ страны должен быть взвешенным, сбалансированным и практически безупречным, профессионально подготовленным документом. Об этом свидетельствует особый порядок принятия Закона о Госбюджете и предмете его регулирования. Так, Госбюджет утверждается исключительно Законом, субъектом законодательной инициативы, по проекту которого выступает исключительно Кабинет Министров Украины. Этот проект не может быть предметом референдума. Так гласит Конституция Украины, бюджетное законодательство и правовые позиции Конституционного Суда Украины. Этот Закон также имеет особенности в части предмета регулирования и, конечно же, не должен нарушать основных принципов нормотворчества.

Но многие положения Закона о Госбюджете-2010 вызывают неподдельный интерес в части их согласованности с основными принципами правового государства.

Власть — министрам

Безусловно, привлекает внимание положение, повторяющееся почти в каждой статье, оговаривающей позиции, по которым может быть увеличена расходная часть бюджета. В таких случаях Министерству финансов Украины предоставляется право увеличивать размеры займов и соответствующие бюджетные показатели. То есть предельный государственный долг в 308 315 906 300 грн по сути — «беспредельный». А вот дефицит бюджета и вовсе в законе не просчитан, но составляет 56 564 478 800 грн.

Впрочем, это, скорее, нюансы. В Законе содержатся нормы, которые могут существенно повлиять на правовую систему и даже на звание «нонсенса».

Например, пункт 46 части 1 статьи 6 Закона предусматривает, что одним из источников доходов Госбюджета является плата за административные услуги. Не говоря уже о том, что административные услуги в большинстве своем должны быть бесплатными, отметим, часть 2 этого пункта устанавливает, что плата за предоставление админуслуг взыскивается в размерах, установленных законодательными актами Украины. Но в случае если такая плата не предусмотрена законами — в размерах, установленных актами Кабинета Министров Украины.

Кроме того, согласно части 2 статьи 26 Закона, Минфин имеет право в исключительных случаях осуществлять перераспределение расходов по бюджетной программе в разрезе экономической классификации в пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя. Также Минфин осуществляет перераспределение субвенций между государственным и местными бюджетами.

Перераспределение назначений в пределах всего бюджета, увеличение расходов развития за счет снижения расходов потребления, а также перераспределение между назначениями на централизованные мероприятия либо по административно-территориальным единицам осуществляет Кабинет Министров Украины.

Исключение (то есть перераспределение может быть только путем внесения изменений в Закон) составляют лишь бюджетные назначения на оплату труда сотрудников бюджетных учреждений и расходы по бюджетным программам на функционирование органов власти, путем снижения расходов по другим бюджетным программам.

Равенство собственности

С 1996 года на уровне Конституции Украины признано, что все формы собственности равны, но государство постоянно устанавливает преференции для государственной собственности, моратории отчуждения имущества, например. Но Госбюджет-2010 в данной части является предметом полного кощунства над этим принципом и принципом свободы гражданских договоров, если они заключены с государством.

Так, часть 12 статьи 26 Закона обязывает распорядителей и получателей бюджетных средств при заключении сделок по закупке товаров, работ и услуг применить к субъекту хозяйствования штрафные санкции за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств. При этом статья 16 в части 4 императивно устанавливает, что сумма пени, начисленная вследствие неисполнения заемщиком (бюджетной организацией) обязательств по кредиту, бюджетной ссуды или возвратной финансовой помощи на оформленную векселями сумму задолженности, подлежит списанию.

Далее, непосредственно Госбюджет (статья 28) устанавливает, что Госказна-чейство в 2010 году не оплачивает услуги по обработке электронных расчетных документов и уведомлений в системе электронных переводов Национального банка Украины. А сам НБУ обязан за 2010 год перечислить в Госбюджет 10 млрд грн (статья 4).

Все в суд!

При минимальном финансировании судов в Законе заложено увеличение нагрузки на суды. Многие споры могут возникнуть из самого Закона. Например, он традиционно содержит нормы, которыми ограничивается действие отдельных норм других законов и вносит изменения в другие законодательные акты. Это противоречит позиции Конституционного Суда Украины, изложенной в решении № 10-рп/2008, поскольку финансовый план не может менять нормы материального права. Следовательно, лица, чьи интересы такие измененные нормы затронут, могут смело обращаться в суды для того, чтобы действия органов государственной власти на основании явно неконституционных норм были признаны незаконными.

При этом Закон «переквалифицировал» задолженности по кредитам, взятым под государственные гарантии в «налоговую задолженность», распространил на них режим Закона № 2181 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», чем существенно изменил условия заключенных ранее договоров, что может повлечь судебные тяжбы по их расторжению.

Но главное — Закон обязывает органы налоговой службы обжаловать все без исключения судебные решения, принятые не в пользу государства, до получения окончательного решения Верховного Суда Украины. Стоит напомнить, что большинство налоговых споров рассмат¬риваются по Кодексу административного судопроизводства Украины, по которому ВСУ пересматривает решения Высшего административного суда только по исключительным обстоятельствам.

Кроме того, увеличение судебных тяжб можно ожидать и в части споров государства с государством. Так, часть 9 статьи 29 обязывает органы прокуратуры по обращениям органов государственного казначейства подавать в суды регрессные иски в случаях наличия выплаты из Госбюджета о возмещении гражданам вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры или судов.

Примечательно, что любые решения этой категории государство намерено исполнять только принудительно — часть 4 статьи 29 Закона устанавливает, что Госказначейство осуществляет такое возмещение только в пределах бюджетных назначений «по требованию органов государственной исполнительной службы».

А любые решения, по которым государство должно осуществить выплаты, исполняются Госказначейством только после уведомления Минфина.

Бюджетная дисциплина

Справедливости ради отметим, что в Законе много внимания уделено вопросам целевого использования средств и ответственности за нарушения.

Так, нецелевым предлагается считать любое использование средств местного бюджета, если оно должно, согласно Бюджетному кодексу, осуществляться из другого бюджета (статья 40). Исключение — если соответствующее решение местный совет принял, исходя из возможности использования свободного остатка средств или перевыполнения доходной части. Но при этом у такого местного бюджета не должно быть ни одного дня задолженности по финансированию защищенных статей бюджета.

В таких случаях Закон предусматривает бесспорное изъятие таких средств в Госбюджет и снижение бюджетного финансирования на соответствующую сумму.

Также в Госбюджете неоднократно отмечается, что главными статьями финансирования являются оплата труда сотрудников и оплата коммунальных услуг. Установлено, что Госказначейство не проводит никаких операций по заявкам тех распорядителей средств, у которых имеется задолженность по оплате коммунальных услуг до ее полного погашения.

________________________________________

Заявления

Закон не обязательно законный

Практически сразу после подписания Закона о Госбюджете на 2010 год народные депутаты от Блока Юлии Тимошенко заявили о своем намерении внести конституционное представление о соответствии норм данного закона Конституции Украины. В частности, оппозиция считает, что бюджет нарушает социальные права граждан, прежде всего те, которые лоббировались Партией регионов по повышению социальных стандартов.

За подготовку текста соответствующего представления ответственной назначена министр юстиции оппозиционного правительства народный депутат Елена Шустик.

Отметим, что народный депутат от Партии регионов Валерий Бондик сразу же заявил в СМИ, что закон полностью конституционный, и подобная инициатива не будет иметь значения.

Ирина Гончар «Юридическая практика»

Полезная информация