Полезная информацияХозяйственный договор - основа предпринимательской деятельности. Проектирование договора всегда имеет много аспектов, которые необходимо учитывать. Практика судебных юристов заставляет в договорной работе обращать внимание на мелочи, которые хозяйственнику (предпринимателю) - менеджеру кажутся «ненужными формальностями». Правда, иногда оказывается, что такие мелочи «делают погоду» в судебных спорах. В договорных отношениях (исключения составляют банки) сложилась нездоровая практика: контрагенты не склонны проверять полномочия лиц, подписывающих договоры от имени того или иного субъекта хозяйствования. Многие руководители предприятий, практикующие подобные истории, могут столкнуться с ситуацией, когда несоблюдение простых формальностей влечет необратимые последствия. Более чем через год существования новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве» Министерство юстиции Украины приказом от 02.04.2012 г. №512/5 утвердило Инструкцию по организации принудительного исполнения решений. Вообще, законодательство, регулирующее деятельность Государственной исполнительной службы (ГИС), переживает странные метаморфозы: так, на сегодняшний день действует и Закон Украины «О государственной исполнительной службе», и Указ Президента Украины №385/2011 от 06.04.2011г. «Об утверждении Положения о Государственной исполнительной службе Украины», в которых по-разному выписаны и правовой статус, и структура ГИС. В отличие от ранее действующей Инструкции о проведении исполнительных действий, новый документ имеет несколько другую структуру и не является более подробным дубляжем Закона «Об исполнительном производстве». «Все животные равны. Но некоторые животные равнее других». Дж. Оруэлл, «Скотоферма». Обязательно ли сейчас «упрощенцам» иметь первичные документы на приобретенный товар? Как доказать происхождение товара, приобретенного в 2010 году и на который нет первичных документов? Постановлением №6 от 30 марта 2012 года Пленум ВССУ разъяснил нюансы рассмотрения дел, связанных с объектами самовольного строительства. Львиная доля споров в хозяйственных делах своим предметом определяют взыскание денежных средств за нарушение договорных обязательств. Практически все хозяйственные отношения носят имущественный характер, поэтому субъекты предпринимательской деятельности достаточно часто сталкиваются с нелегкой процедурой взыскания денежных средств. Особую популярность в последнее время носят споры о взыскании долга по кредитному договору, а также взыскании пени за нарушение сроков расчета по такому кредиту. В основном такое взыскание осуществляется в судебном порядке, что также имеет свои сложности по причине неоднозначности судебных позиций. Акты сверки широко распространены в хозяйственной деятельности. Однако на сегодняшний день субъекты хозяйственной деятельности сталкиваются с отсутствием доказательственной силы при рассмотрении судами хозяйственных споров. Основанием для проведения Акта сверки расчётов дебиторской и кредиторской задолженности является процесс инвентаризации с учётом требований пп.11.11 Инструкции №69 и Положения №158. Согласно пп. «а» пп. 11.11 Инструкции №69 сверку расчетов инициирует кредитор, который направляет всем своим дебиторам выписки (акты сверки). Дебиторы в свою очередь должны в течение 10 дней со дня получения такой выписки (акта сверки) подтвердить сумму задолженности или аргументировать свое несогласие с ней. Вместе с тем дебитор также может быть инициатором сверки своей задолженности с кредитором, тогда обязанность подтвердить сумму задолженности в течение 10 дней будет возложена на кредитора. 22.12.2011 р. був прийнятий Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом»» (далі по тексту – «Закон»), який набирає чинності з 19.01.2013 р. Метою розроблення і прийняття Закону є вдосконалення процедур банкрутства, зменшення тривалості процедур, поліпшення показників за індексом стягнення, скорочення витрат на провадження у справах про банкрутство. Зміни в Закон були прийняті шляхом підписання нової редакції Закону, на ознайомлення з якою нам дається рік. Так як новою редакцією передбачається внесення багато змін та впровадження нових механізмів, тому розглянемо більш детальніше лише деякі з них які мають найбільш суттєве значення для проведення заходів щодо запобігання банкрутства боржника а також самої процедури банкрутства. Пленум Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в своем Постановлении №5 от 30 марта 2012 года затронул тему запрета выезда ответчика за границу в спорах, возникающих из кредитных правоотношений. Так, по мнению ВССУ, заявление об обеспечении иска в спорах, возникающих из кредитных правоотношений, путем запрета выезда за пределы Украины не может быть удовлетворено. Как говорится в постановлении, запрет выезда ответчика за пределы Украины не может принадлежать и к «иным» видам обеспечения иска (часть вторая статьи 152 ГПК), поскольку согласно статье 33 Конституции Украины свобода передвижения, свободный выбор места жительства и право свободно покинуть территорию Украины могут быть ограничены только законом. Вопросам налоговых консультаций посвящена гл. 3 разд. II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ). Фактически понятие «налоговая консультация» заменило существующее ранее в законодательстве понятие «налоговое разъяснение» (см. Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»). Налоговый кодекс определяет налоговую консультацию как помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику относительно практического использования конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган. Консультации предоставляются бесплатно в письменной или устной форме органом государственной налоговой службы или таможенным органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, или их вышестоящими органами, а также центральным органом государственной налоговой службы или специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела и только по вопросам их компетенции. Таким образом, непосредственно в понятии «налоговой консультации» законодатель закрепил ее исключительно индивидуальный характер и возможность использования только лицом, которому она предоставлена, о чем также прямо указано в п. 52.2 ст. 52 НКУ. Именно эти особенности существенно отличают налоговую консультацию от налогового разъяснения, поскольку в соответствии с Законом №2181 налогоплательщик имел право получить и использовать (ссылаться в случае спора) любое налоговое разъяснение, в том числе предоставленное другому налогоплательщику. На прошедшей неделе наконец-то стали достоянием широкой общественности постановления Пленума ВХСУ, принятые две недели назад. Особый интерес представляют два постановления: №4 от 23.03.2012 г., касающееся практики назначения судебной экспертизы вообще, и №5 от 23.03.2012 г. - относительно экспертизы по делам о спорах, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Проанализировав указанные постановления, нельзя не отметить их большую степени схожести с разъяснением президиума Высшего арбитражного суда от 11.11.98 г. №02-5/424 «О некоторых вопросах практики назначения судебной экспертизы» и рекомендациями президиума ВХСУ от 29.03.2005 г. №04-5/76 «О некоторых вопросах практики назначения судебных экспертиз в делах по спорам, связанным с защитой права интеллектуальной собственности», которые утратили свою силу с принятием постановлений Пленума. Исходя из этого, остановимся только на новых нюансах назначения экспертиз, которые в утративших силу актах оговорены не были, но которые ВХСУ посчитал нужным отметить. Останнім часом найпоширенішою стає проблема «співпраці» податкових органів та суб'єктів господарювання. Зокрема, безглузді перевірки, які висмоктані буквально з пальця, проблематичність отримання свідоцтва платника ПДВ. Навіть з урахуванням спрощення процедури реєстрації платника ПДВ (наказ Міністерства фінансів України від 10.02.2012 №144), і надалі залишається відкритим питання щодо отримання свідоцтва платника ПДВ. Отже, зупинимось на такій проблемі, як перевірка податківцями суб'єкта господарювання та складання акту перевірки в якому тлумачать, що договори і господарські операції є нікчемними. Наслідком є те, що податковий кредит з ПДВ або витрати з податку на прибуток податківцями не визнаються, що в свою чергу здійснюється донарахування податкового зобов'язання та накладення штрафних санкцій. Такі дії зумовлені тим, що порушується кримінальна справа на контрагента - постачальника або постачальника контрагента-постачальника і починається перевірка всіх суб'єктів господарювання, які навіть і не знали про існування цього постачальника при укладанні договорів. Згодом, податковий орган, керуючись ст. 9 Закону України «Про державну податкову службу» від 04.12.1990 року №509-ХІІ звертається до суду про стягнення в дохід держави коштів, одержаних за правочинами, вчиненими з метою, яка завідомо суперечить інтересам держави і суспільства, посилаючись на їхню нікчемність. Але, все ж таки особливу увагу треба звернути на припис акта цивільного законодавства України, зокрема на ст. 228 Цивільного кодексу України.При кваліфікації правочину має враховуватись вина, яка виражається в намірі порушити публічний порядок сторонами правочину або однією зі сторін. Доказом вини може бути вирок суду, постановлений у кримінальній справі, щодо знищення, пошкодження майна чи незаконного заволодіння ним тощо. Термин «налоговая консультация» был введен Налоговым кодексом Украины (далее - НКУ) в отличие от существовавшего ранее понятия «налоговое разъяснение», предусмотренного утратившим нынче силу Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Как любое нововведение, такие изменения повлекли за собой множество дискуссий. Очевидно, наиболее актуальные вопросы: насколько налоговые консультации применимы на практике? Можно ли на основании налоговых консультаций избежать неправомерного доначисления налоговых обязательств при налоговых проверках? Насколько сложно получить «нужную» налоговую консультацию? НКУ гласит, что налоговая консультация - это помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику о практическом использовании конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов или сборов. Для получения налоговой консультации необходимо обратиться в контролирующий (налоговый или таможенный) орган, чтобы в течение 30 календарных дней он бесплатно предоставил ответ. Налоговая консультация позволяет бизнесу избежать налоговых рисков при налоговом планировании Сегодня правом на автоматическое бюджетное возмещение НДС могут воспользоваться налогоплательщики, отвечающие критериям, определенным п. 200.19 Налогового кодекса Украины. Определение соответствия налогоплательщика указанным критериям осуществляется налоговыми органами в Порядке, утвержденном приказом Минфина от 21.09.2011 года №1178. Обязательными критериями для получения юридическим лицом автоматического возмещения являются: 1. Отсутствие предприятия в судебных процедурах банкротства. 2. Отсутствие относительно предприятия в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записей об отсутствии подтверждения сведений, отсутствии по местонахождению и других. 3. Удельный вес операций предприятия по нулевой ставке должен превышать 40 %. 4. Расхождения между налоговым кредитом предприятия и налоговыми обязательствами его контрагентов за квартал не должны превышать 10 % от заявленной к возмещению суммы. 5. Средняя заработная плата должна превышать минимальный уровень в два с половиной раза в каждом из последних 4-х кварталов. 6. Соответствие одному из критериев: численность работников больше 20 человек в каждом из последних 4-х кварталов; остаточная балансовая стоимость основных средств превышает сумму НДС, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев; нагрузка по налогу на прибыль выше средней по отрасли в каждом из последних 4-х кварталов. 7. Полное отсутствие налогового долга. Определение соответствия налогоплательщика указанным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после граничного срока подачи отчетности Определение соответствия налогоплательщика указанным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после граничного срока подачи отчетности. У зв'язку із очікуванням нової хвилі економічної дестабілізації, необхідність спроб реструктуризації корпоративного боргу позичальників за кредитом може знову набути актуальності. Одним із поширених складових елементів реструктуризації заборгованості за кредитним договором є відступлення права вимоги (цесія) кредитором новому кредитору на взаємовигідних для сторін умовах. Згідно із ч. 1 ст. 512 Цивільного кодексу України, відступлення права вимоги є одним із способів заміни кредитора в зобов'язанні, яка полягає у переданні кредитором своїх прав іншій особі за правочином. Відповідно до ст. 514 ЦКУ до нового кредитора переходять права первісного кредитора у зобов'язанні в обсязі та на умовах, що були на момент переходу цих прав, якщо інше не встановлено договором або законом. Можливість відступлення права вимоги за кредитним договором нерезиденту передбачається Положенням «Про порядок отримання резидентами кредитів, позик в іноземній валюті від нерезидентів і надання резидентами позик в іноземній валюті» (далі - Положення), затвердженим постановою Правління НБУ №270 від 17.06.2004. |