Полезная информацияНесмотря на то что действия налоговиков по признанию сделок налогоплательщиков недействительными, как правило, являются неправомерными и шансы отстоять правду в суде достаточно высоки, мало кому хочется в споры с налоговиками ввязываться. Да и ввязавшись в этот спор, желательно, исходя из письма ВАСУ от 02.06.2011 №742/11/13-11, иметь «на руках» железную доказательственную базу фактичности сделки, а не только первичные документы. Что для обеспечения этой доказательственной базы нужно сделать – в этом материале. В вопросе признания сделок ничтожными налоговые органы во многом до сих пор руководствуются письмом ГНАУ от 03.02.2009 № 2012/7/10-1017, которое содержит Методические рекомендации (ориентировочный алгоритм действий) органов ГНС по разрушению схем уклонения от налогообложения и формированию доказательной базы в делах о взыскании средств, полученных по ничтожным сделкам. Зная аргументы налоговой и механизмы их работы, выстроить защиту налогоплательщика проще. На всех аспектах письма останавливаться не будем. Проанализируем лишь главную его составляющую – юридические основания для признания сделок ничтожными. После изменений в законодательстве, которые позволили налоговикам самостоятельно без решения суда признавать сделки фиктивными, такая практика стала очень распространенной. Для большей эффективности ГНАУ было издано ряд методических рекомендаций, которые активно используются при проверках. Также ГНАУ была создана специальная база данных, куда поступает информация о состоянии плательщиков, о показателях их отчетности и другая информация. После обобщения этой информации районные ДПИ получают готовые наработки, которые используются во время проверок. Представители налоговых органов на свое усмотрение могут поставить под сомнение тот или иной договор, заключенный хозяйственным субъектом, мотивируя свое решение множеством фактов. К таким фактам может относиться отсутствие офиса за местом регистрации, отсутствие персонала, производственных активов, транспортных средств, складских помещений или отсутствие других необходимых условий для достижения результатов соответствующей хозяйственной деятельности. Проблема кваліфікації правочинів як нікчемних у сфері оподаткування не так власне в самій цій кваліфікації, як у масштабах створеної проблеми і «необтяжливості» створення платникам податків проблем такого роду податковими органами. Останнім часом дедалі частіше податківці за результатами проведеної перевірки встановлюють, що вчинені підприємством, яке перевірялось, правочини не спрямовані на реальне настання правових наслідків та є такими, що порушують публічний порядок. На цій підставі фіскали, як правило, встановлюють заниження платником податків як податку на прибуток у зв'язку з, нібито, неправомірним віднесенням до валових витрат тих витрат, які сформовані на підставі наведених правочинів, так і податку на додану вартість у зв'язку з неправомірним віднесенням сум ПДВ до податкового кредиту та/або бюджетного відшкодування. З такими висновками погодитись не можна та слід пам'ятати наступне. Налоговый кодекс разрабатывался и принимался в очень сжатые сроки. На этапе обсуждения Кодекса в парламенте к нему было предложено более четырех тысяч поправок. Естественно, обдуманно и взвешенно проанализировать предлагаемые поправки и замечания у наших законодателей просто не было возможности и времени. Результатом такого поспешного принятия Кодекса стало наличие в нем огромного количества несогласованных и неоднозначных положений. Министерство труда и социальной политики в письме от 16.05.2011 №151/06/186-11 констатировало, что выполнение работ, предоставление услуг гражданином может осуществляться как на основании трудового договора, так и на других юридических основаниях, в частности, на основании гражданско-правового договора. И разъяснило разницу между трудовым и гражданско-правовым договором. В своей профессиональной деятельности практически каждый юрист сталкивается со следующей ситуацией. Необходимо выполнить для клиента комплексный юридический анализ договора, выявить риски, разъяснить суть некоторых положений и их последствий. В качестве примера рассмотрим договор поставки, как наиболее часто используемый на практике в хозяйственных отношениях. В статье 652 ГК Украины содержится норма, позволяющая расторгнуть договор (в нашем случае кредитный), в случае существенного изменения обстоятельств. Однако в статье содержится 4 условия для расторжения. Скажите, необходимо обязательное наличие всех 4 условий или нескольких тоже будет достаточно? В производстве хозяйственного суда есть постановление о возвращении суммы займа. Мы ответчики. Первую инстанцию мы выиграли. В иске о взыскании займа отказано. Истец подал апелляцию. Теперь стороны пришли к согласию, что ответчик заплатит только 100 тыс. и истец с этим согласен. Общая сумма займа 300 тыс. Скажите, пожалуйста, каким образом выгоднее для ответчика закрыть такой процесс в апелляции: заключить мировое соглашение или истцу лучше подать заявление об отказе от апелляционной жалобы? Арендные отношения предоставляют как гражданам, так и субъектам хозяйствования возможность передачи собственности, например, жилого или нежилого помещения во временное владение и пользование, за определенную арендную плату. При этом договор аренды должен полностью определять основные условия арендных правоотношений, так как четко прописанные пункты договора обезопасят в дальнейшем от возникновения конфликтных ситуаций. Особого внимания требуют условия оплаты, порядок прекращения отношений и такой момент, как возмещение затрат на неотделимые улучшения арендованного имущества. Як повинен поводити себе підприємець під час проведення документальної позапланової перевірки? Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения начала предпринимательства)» №3263-VI от 21.04.2011 г. (далее – Закон 3263-VI) был разработан в целях упрощения процедур, связанных с началом ведения предпринимательской деятельности и содействием ее осуществлению в Украине. После вступления в силу Закона №3263-VI и практического применения его положений обнаружились как достоинства документа, заявленные законотворцем, так и скрытые недостатки. Последние чаще сопряжены со сложностью имплементации новых норм в несовершенную, но, все же, устоявшуюся систему регулирования хозяйственной деятельности. Одним из наиболее значимых изменений, непосредственно касающихся упрощения начала ведения предпринимательской деятельности в Украине, стало упразднение требования по обязательному нотариальному оформлению некоторых документов, представляемых для проведения регистрационных действий юридическими лицами. 21 апреля 2011 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры учреждения предпринимательства» (далее – Закон), который вступил в силу 7 июня 2011 року. Законом, среди прочего, внесены следующие изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей»: исключено положение о резервировании наименования юридического лица; исключена норма об обязательном нотариальном удостоверении подлинности подписей учредителей (участников) на уставных документах и нотариальном удостоверении учредительных договоров; предусмотрена возможность изменения состава учредителей (участников) юридического лица на основании экземпляра оригинала (ксерокопии, нотариально заверенной копии) договора о переходе или передаче доли участника в уставном капитале общества; исключена норма об обязательном внесении каждым участником части своего вклада в уставный капитал до момента государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью. Высшая квалификационная комиссия судей Украины, как постоянно действующий орган в системе судоустройства, предоставляет право на обжалование ее решений в судебном порядке ввиду нарушений предписаний законодательства. При этом следует помнить, что обжалование решений, действий или бездеятельности ВККС отличается от обычного обжалования решений государственных органов. Кроме того, такое обжалование подразумевает четкое понимание полномочий Комиссии и соответствующего порядка организации работы, которые могут подлежать обжалованию. Так, например, судебное обжалование бездеятельности ВККС при направлении адвокатского запроса о предоставлении информации в отношении лиц, ответственных за прием, пересылку и обработку почтовой корреспонденции, поступающей в секретариат Комиссии, имеет определенный ряд свойственных такому обжалованию нюансов. |